Концептуальное искусство

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (концептуализм), направление в искусстве авангардизма, сложившееся к концу 1960-х годов. Теория концептуального искусства складывалась под влиянием идей лингвистической философии, логического позитивизма, новейших школ языкознания и психологии. Концептуальное искусство переносит задачу творчества с создания конкретного произведения искусства на формулирование идеи произведения и/или искусства в целом. В программных манифестах американских художников С. Левита («Тезисы о концептуальном искусстве», 1967) и Дж. Кошута («Искусство после философии», 1969) искусство сводилось к феноменам сознания (идеям, понятиям, мысленным конструкциям), отвергалась необходимость их воплощения в чувственной форме. Материальным элементам отводилась ограниченная роль возбудителя внутренних представлений (принцип «искусства в голове»).

Концептуальное искусствоВ поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к различным коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов - незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» британских художников Т. Аткинсона и М. Болдуина; в США - «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). В 1968 году в Великобритании возникла группа «Art & Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др. Группа издавала одноимённый журнал, замышлявшийся как творение концептуального искусства. Видными представителями концептуального искусства являются также Дж. Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все - США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды).

Реклама

Концептуальное искусствоВ период конца 1960-х - начала 1970-х годов концептуальное искусство мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. Критическое отношение к общественному устройству проявилось в выступлениях немецкого художника Х. Хааке, британского художника В. Берджина (оба работали в США), французского художника Д. Бюрена и др. По мере апробирования различных способов реализации программы концептуального искусства выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. Принципы концептуального искусства стали осуществляться в развёрнутых инсталляциях, перформансах, минималистских объектах, акциях боди-арта и лэнд-арта.

В СССР в рамках андерграунда сформировалась московская школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тотарт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»). В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (смотри Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы концептуального искусства реализовывались в различных формах, включая и традиционные формы изобразительного искусства. Новацией московской школы концептуального искусства стал жанр альбома с текстами и рисунками. Практика концептуалистской живописи и скульптуры привела к возникновению направления соц-арта.

Лит.: Conceptual art and conceptual aspects. N. Y., 1970; Honnef К. Concept Art. Кöln, 1971; Conceptual art / Comp. U. Meyer. N. Y., 1972; Migliorini Е. Conceptual art. 2 ed. Firenze, 1979; Бобринская Ε. А. Концептуализм. М., 1994; Six years: the dematerialization of the art object from 1966-1972 / Ed. L. Lippard. Berk., 1997; Conceptual art / Ed. Р. Osborne. L., 2002.

В. А. Крючкова.