Концерт (созвучие)

КОНЦЕРТ (немецкий Konzert, итальянский concerto, буквально - созвучие, согласие),

1) музыкальное произведение, основанное на противопоставлении звучания разных групп исполнителей. Противопоставляться могут полный исполнительский состав и отдельные его группы, полный состав и солист, разные группы исполнителей между собой. Современное представление о жанре связывается главным образом с классическим инструментальным концертом, исполняемым солистом и симфоническим оркестром; такой тип концерта, сложившийся в конце 18 века, сохраняется в современной композиторской практике.

Первые упоминания о жанре относятся к началу 16 века, самая ранняя из известных публикаций концерта - многохорные «Сопсегti» А. Габриели (1587) с характерными для венецианской школы пространственными эффектами. Вокальный концерт того времени не имел чётких отличий от мотета, «священной симфонии» и др. Разновидность концертов, оперирующая малым вокальным составом в сопровождении бассо континуо, была создана Л. Виаданой. Традиции концертирования как противопоставления хоровых групп были продолжены в музыке Г. Шютца, И. Г. Шейна, С. Шейдта, А. Хаммершмидта, И. С. Баха и др. Жанр хорового концерта а капелла с конца 17 века широко применялся в русской церковной музыке - в многоголосном партесном пении; среди авторов - Василий Титов, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский.

Реклама

В инструментальной музыке различие между концертирующей группой и всем составом наметилось у А. Страделлы (противопоставление кончертино - итальянский concertino - и кончерто гроссо - итальянский concerto grosso). В дальнейшем (у А. Корелли, Г. Ф. Генделя) название кончерто гроссо распространилось на всё произведение. Трёхчастную структуру сольного концерта (с соотношением частей «быстро - медленно - быстро») установил А. Вивальди. На его скрипичные концерты во многом ориентировался в своих клавирных концертах И. С. Бах, который, в свою очередь, определил развитие фортепианного концерта. Органный концерт создал Гендель. В развитии предклассического инструментального концерта большую роль сыграли сочинения сыновей Баха, композиторов берлинской, мангеймской и неаполитанской школ.

Классический инструментальный концерт утвердился в творчестве композиторов венской классической школы (концерты для разных инструментов Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена). Как правило, представляет собой 3-частный цикл, строение и функции частей которого близки сонатно-симфоническому циклу, но без менуэта (или скерцо). Главный жанровый признак классического концерта - форма 1 части: сонатная форма с двойной экспозицией (1-ю экспозицию играет только оркестр, 2-ю - солист) и каденцией солиста. Классический концерт обычно рассчитан на одного солиста, однако существуют и так называемые двойные, тройные концерты (с 2, 3 солистами; например, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром И. Брамса, Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена). В 18 веке возникла жанровая разновидность - концертная симфония. В 19 веке появились одночастные концерты (у Ф. Листа) и 4-частные концерты (у Брамса). В процессе эволюции концерта наиболее существенным было его взаимодействие с симфонией. Значительные сочинения в жанре концерта создали русские композиторы - П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов. В 20 веке к жанру концерта обращались М. Равель, Б. Барток, А. Берг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и другие крупные композиторы; получила распространение жанровая разновидность - концерт для оркестра (Барток).

2) Публичное исполнение музыки по объявленной программе. Концерты для широкой публики появились в конце 17 века, в 19-21 веках стали неотъемлемой частью общественной жизни. Распространились также литературные, хореографические концерты.

Лит.: Schering А. Geschichte des Instrumental- konzerts bis auf die Gegenwart. 2. Aufl. Lpz., 1927; Engel Н. Das Solokonzert. Кöln, 1964; idem. Das Instrumentalkonzert. 2. Aufl. Wiesbaden, 1971-1974. Bd 1-2; Раабен Л. Н. Советский инструментальный концерт. Л., 1967-1976. [Кн. 1-2]; Hutchings А. The baroque concerto. 3rd ed. L., 1978; Salmen W. Das Konzert: eine Kulturgeschichte. Мünch., 1988.