Концертная форма

КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА, самая крупная неполифоническая форма в инструментальной музыке конца 17 - 1-й половины 18 века. Основана на функциональной гармонии; от полифонических форм сохранила принцип чередования темы (также называется «ритурнель») и интермедий (как в фуге), проведение темы в разных тональностях, формы изложения темы, а также тип развития без достижения нового качества. Тема излагается в начале и неоднократно воспроизводится с изменениями (как правило, с сокращением). Интермедии обычно развивают материал темы и, по сути, являются модулирующими ходами, связывающими разнотональные проведения темы. Для темы характерно исполнение всем составом оркестра (тутти), для интермедий - группой солистов. Концертная форма типична для частей (преимущественно первых) циклических сочинений эпохи барокко. Форма была очень распространённой (А. Вивальди, Г. Ф. Гендель и многие др.), наиболее сложные образцы - у И. С. Баха. Применяется в барочных концертах (например, в «Бранденбургских» концертах Баха), оркестровых увертюрах [например, в Увертюре (Сюите) h-moll Баха], ансамблевых сонатах (в его же 3-й сонате для скрипки и клавира), в сюитах (1 часть Английской сюиты g-moll для клавира), в больших прелюдиях (As-dur из 2-го тома «Хорошо темперированного клавира»).

Лит.: Gerber R. Bachs Brandenburgische Konzerte... Kassel; Basel, 1951; Холопов Ю. Н. Концертная форма у И. С. Баха // О музыке. Проблемы анализа. М., 1974.