Конёнков Сергей Тимофеевич

КОНЁНКОВ Сергей Тимофеевич [28.6(10.7).1874, деревня Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии - 9.10.1971, Москва], российский скульптор, график, действительный член Академии Художеств (Петроград, 1916) и Академии Художеств СССР (1954), народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1964). Учился в МУЖВЗ (1892-96) у С. М. Волнухина, С. И. Иванова; работал в мастерской П. П. Трубецкого. В 1897 году послан в учебную поездку, посетил Берлин, Дрезден, Париж и города Италии. Испытал влияние О. Родена и его школы, а также отчасти А. фон Хильдебранда. Продолжил обучение в петербургской Академии Художеств (1899-1902) у В. А. Беклемишева; звание художника получил за композицию «Самсон» («Разрывающий узы»; не сохранилась). С 1902 жил в Москве; принимал участие в Декабрьском вооруженном восстании 1905. Член Нового общества художников (1908), Союза русских художников (1909-15), объединения «Мир искусства» (1917-1923). В 1912 совершил поездку в Турцию, Грецию и Египет.

Конёнков Сергей ТимофеевичАвтор многих портретов: «Мыслитель» (1898, ГРМ), «Нике» (портрет Т. Я. Коняевой, 1906, ГТГ), А. П. Чехова (1908, Дом-музей А. П. Чехова, Москва; все - мрамор), сказительницы М. Д. Кривополеновой (дерево, 1916, ГТГ); ряда «романтизированных» портретных изображений в гипсе, дереве и мраморе (Н. Паганини, 1906, 1915, и др.; Ф. М. Достоевский, 1924, 1933, и др.; «Демон», 1936-38 и 1955). Одним из первых Конёнков обратился к народной художественной традиции скульптуры из дерева, воссоздав фантастический мир сказочных существ: «Великосил» (1909, Художественный музей, Нижний Новгород), «Старичок-полевичок» (1910, ГТГ), «Вещая старушка» (1916, Художественный музей Белоруссии, Минск), «Лесовик» (1917, Музей искусств Республики Казахстан, Алма-Ата) и др. Иным направлением творчества Конёнкова стала строгая «антикизирующая» пластика работ в мраморе: «Коленопреклонённая» (1907, ГТГ), «Кора» (1912, ГРМ), «Вакх» (1916, Мемориальный музей-мастерская Конёнкова, Москва) и др. Исполнял монументально-декоративные работы (в том числе скульптурное оформление кафе-кондитерской Филиппова на Тверской улице в Москве, 1905).

Реклама

После 1917 Конёнков принимал активное участие в осуществлении Монументальной пропаганды плана, был одним из организаторов и председателем Московского профессионального союза скульпторов-художников (1917-19); стоял у истоков советской монументальной скульптуры. Создал мемориальную доску «Павшим за мир и братство народов» для Сенатской башни Московского Кремля и композицию «Степан Разин со своей дружиной» для Красной площади (дерево, 1919; обе - ГРМ).

Конёнков Сергей ТимофеевичВ конце 1923 года Конёнков был командирован в США для участия в выставке русского и советского искусства; до 1945 жил в Нью-Йорке. В 1928-29 совершил поездку в Италию, где встречался с М. Горьким и исполнил его портрет. Среди других произведений Конёнкова - портреты Л. Н. Толстого (дерево, 1924), С. В. Рахманинова (бронза, 1925, Стейнуэй-холл, Нью-Йорк), Ф. И. Шаляпина (гипс, 1925, Мемориальный музей-мастерская Конёнкова, Москва), А. Эйнштейна (бронза, 1936-38, Принстонский университет), А. Тосканини (дерево, 1941-42, частное собрание, Нью-Йорк). К американскому периоду творчества относятся рисунки Конёнкова на библейские темы. Во время 2-й мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России.

В 1945 году Конёнков вернулся в Россию. Продолжал работать в области психологического портрета (В. И. Суриков, 1946 и 1964; В. В.Маяковский, 1947 и 1961; автопортрет, мрамор, 1954, ГТГ, и др.); создавал памятники (хирургу А. В. Вишневскому, бронза, 1950; М. Н. Ермоловой, мрамор, 1955, оба - в Москве), монументально-декоративную скульптуру (скульптурный ансамбль Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, 1953-54), символические образы, возвращаясь к темам раннего творчества [«Освобождённый человек» («Самсон»), 1947, ГРМ].

Творческие устремления Конёнкова связаны с преодолением натурализма и академизма 19 века, отсюда - обращение к греческой архаике и народному искусству, работе в твёрдом материале (дерево, камень); гиперболизация, экспрессивность формы, повышенная эмоциональность образного строя. Неоромантичным и неоклассическим тенденциям Конёнков придал ярко выраженный национальный характер. Преподавал во Вхутемасе и студии Пролеткульта в Москве (1918-22), оказал влияние на В. Н. Домогацкого, Г. И. Мотовилова.

Ленинская премия (1957). Награждён орденами Ленина (1956, 1964). В 1974 году в Москве открыт Мемориальный музей-мастерская С. Т. Конёнкова.

Соч.: Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1984-1985. Кн. 1-2.

Лит.: Машуровский Д. И. Скульптор С. Коненков. М., 1961; Кравченко К. С. С. Т. Коненков. 2-е изд. М., 1967; Каменский А. А. С. Т. Коненков. М., 1975; С. Т. Коненков. Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М., 1980; Бычков Ю. А. Коненков. 2-е изд. М., 1985.

А. М. Муратов.