Конюс (музыканты)

КОНЮС, российские и французские музыканты, братья. Сыновья фортепианного педагога французского происхождения Эдуарда Константиновича Конюса [1827, Саратов - 18.9(1.10).1902, Москва].

Георгий Эдуардович [18(30).9.1862, Москва - 28(или 29).8.1933, там же], музыкальный  теоретик, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1927). В 1904 принял российское подданство. В 1889 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции А. С. Аренского (в классе фортепиано учился у П. А. Пабста, теорией занимался у С. И. Танеева). В 1886-1912 выступал как музыкальный  критик. Как и его братья, пользовался поддержкой П. И. Чайковского. Преподавал в Московской консерватории в 1891-1899, затем в 1920-33 (профессор, в 1922-29 декан композиторского φакультета). В 1902-05 профессор (с 1904 директор) Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1912-19 преподавал в Саратовской консерватории (с 1918 профессор, с 1917 ректор). Среди учеников: А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, К. С. Сараджев, Д. Р. Рогаль-Левицкий. Создатель теории метротектонизма - учения о музыкальной  форме, основанного на «законе равновесия временных величин» (Конюс считал его абсолютным, общим для народной и композиторской музыки). В 1922 при ГИМН создал лабораторию метротектонического анализа (с 1926 в составе ГАХН). С целью популяризации своей теории выступал с лекциями в Германии и Франции (1923, 1927-28). После его смерти теория метротектонизма была подвергнута официальной критике. Написал ряд учебников, перевёл с французского языка «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э. Гиро (1892). Среди основных работ: «Критика традиционной теории в области музыкальной формы» (1932), «Как исследует форму музыкальных организмов метротектонический метод» (1933), «Научное обоснование музыкального синтаксиса» (1935), «Эмбриология и морфология музыкального организма» (на русском и французском языках; не издано). Автор балета «Даита» (1896, московский Большой театр), оркестровой картины «Лес шумит» (1890), сюиты для хора и оркестра «Из детской жизни» (1893).

Юлий (Жюль) Эдуардович [18(30).1.1869, Москва - 3.12.1942, Меленки, ныне Владимирской области], скрипач, педагог и композитор. В 1888 году окончил Московскую консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали. В 1889 совершенствовался у Л. Ж. Массара в Париже, концертировал во Франции, работал в оркестре Э. Колонна и оркестре Парижской оперы. В 1891-93 выступал как солист и работал концертмейстером Симфонического оркестра в Нью-Йорке. В 1893-1901 преподавал игру на скрипке в Московской консерватории. Создал свой квартет, выступал в концертах, в 1894 участвовал в премьере «Элегического трио» С. В. Рахманинова (совместно с автором и А. А. Брандуковым). В 1919 как французский подданный переселился в Париж, работал в Русской консерватории, в Российском музыкальном  издательстве С. А. Кусевицкого. В 1939 вернулся в Москву, преподавал в Центральном заочном музыкальном -педагогическом институте. Автор Концерта для скрипки с оркестром (1896), скрипичных пьес и транскрипций и др. Опубликованы его воспоминания о П. И. Чайковском (П. И. Чайковский. Альманах. Вып. 2. 2003).

Лев Эдуардович [26.4(8.5).1871, Москва - 18.1.1944, Цинциннати], пианист, педагог, композитор. Окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано П. А. Пабста (1891) и по классу композиции А. С. Аренского (1892). В 1893 он сделал переложение для фортепиано в 4 руки 6-й симфонии П. И. Чайковского (в том же году исполнено Л. Э. Конюсом и С. И. Танеевым). Наиболее ярко проявил себя в педагогике. В 1890-е годы организовал в Москве частную музыкальную  школу, где работали его родственники, Н. К. Метнер, С. М. Козолупов. В 1912-20 преподавал фортепиано в Московской консерватории (с 1918 профессор). С 1920 жил в Париже (уехал из СССР как французский подданный), где вместе с Н. Н. Черепниным и др. основал Русскую консерваторию, преподавал в ней. В 1935 году при содействии своего друга С. В. Рахманинова переехал в США, преподавал в музыкальном  колледже в Цинциннати.

Лит.: Г. Э. Конюс. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1965; Рогаль-Левицкий Д. Р. Г. Э. Конюс // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М., 1966; Г. Э. Конюс. Материалы, воспоминания, письма / Сост. Л. А. Кожевникова, при участии Н. Г. Конюс. М., 1988; Лосев А. Ф. Памяти одного светлого скептика // Что с нами происходит. М., 1989; Масловская Т. Ю. Конюс: возвращение на родину // Труды Государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Альманах. М., 1999. Вып. 1.

Связанные статьи