Коонен Алиса Георгиевна

Коонен Алиса ГеоргиевнаКООНЕН Алиса Георгиевна [5(17).10.1889, Москва - 20.8.1974, там же], российская актриса, народный артист РСФСР (1935). Жена А. Я. Таирова. Окончила школу МХТ (ученица К. С. Станиславского), играла в этом театре в 1906-13 (Митиль - «Синяя птица» М. Метерлинка, Верочка - «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, Маша - «Живой труп» Л. Н. Толстого, Анитра - «Пер Гюнт» Г. Ибсена). Параллельно выступала в кабаре «Летучая мышь», в мастерской Б. К. Пронина, в летнем театре в Малаховке, Свободном театре К. А. Марджанова (Марджанишвили) (Полинька - «Доходное место» А. Н. Островского, Мелиссанда - «Принцесса Грёза» Э. Ростана, Пьеретта - пантомима «Покрывало Пьеретты» по А. Шницлеру на музыку  Э. фон Донаньи, Май Фалой - «Жёлтая кофта» Дж. Хазлтона и Г. Бенримо). С 1914 года ведущая актриса Камерного театра. Таиров считал, что его замысел создать театр больших эмоций, полярных сценических жанров и многогранной синтетической формы не мог бы осуществиться без участия Коонен. В спектаклях «Сакунтала» Калидасы (Сакунтала), «Женитьба Фигаро» П. Бомарше (Сюзанна), «Саломея» О. Уайльда (Саломея), «Адриенна Лекуврёр» Э. Скриба и Э. Легуве (Адриенна Лекуврёр), «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (Джульетта), «Святая Иоанна» Б. Шоу (Иоанна), «Федра» Ж. Расина (Федра) во всей полноте раскрылся синтетический талант Коонен - виртуозное мастерство движения, чувство ритма, богатство интонационных красок, глубина переживаний. Наиболее яркими работами в комедии стали роли Жирофле и Жирофля («Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока). Гастроли Камерного театра в Европе и Америке (1923, 1925, 1930) принесли актрисе всемирную известность. Среди ролей: Эбби («Любовь под вязами» Ю. О’Нила), Эллен Джонс («Машиналь» С. Тредуэлл), Комиссар («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Клеопатра («Египетские ночи» по Шоу - А. С. Пушкину - Шекспиру). В 1940 году Коонен написала пьесу по роману Г. Флобера «Мадам Бовари» и сыграла роль Эммы в ставшем легендой спектакле Таирова. В более поздних работах (Нина Заречная - «Чайка» А. П. Чехова, Кручинина - «Без вины виноватые» Островского) она продемонстрировала умение создать глубокий трагический образ при помощи скупых сценических средств, отказавшись от изощрённой пластики и сложных ритмических построений. После закрытия Камерного театра в 1949 году Коонен выступала с концертами, где наряду с монологами из знаменитых спектаклей читала стихи А. А. Блока, Пушкина, «Стихотворения в прозе» Тургенева, исполняла в концертном варианте новые роли - Мануэла Санчес («Мануэла Санчес» С. Арконады), Медея («Медея» Еврипида), Озе («Пер Гюнт» Ибсена). Записала цикл передач на радио. В 1958 году в Литературном театре ВТО сыграла фру Альвинг в «Привидениях» Ибсена. В 1910-х годах снималась в кино («Девушка из подвала» и др.).

Реклама

Соч.: Страницы жизни. 2-е изд. М., 1985.

Лит.: Гроссман Л. А. Коонен. М.; Л., 1930; Державин К. Н. Книга о камерном театре. 1914-1934. Л., 1934; Марков П. А. Коонен // Театральные портреты. М.; Л., 1939; Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Таиров А. Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970; Egidio А. А. Tairov е il Kamernyj teatr di Mosca, 1907-1922. Roma, 2005.