Кооператив

КООПЕРАТИВ (от латинского cooperativus - сотрудничающий), организация, объединяющая граждан, ведущих совместную экономическую деятельность; разновидность юридического лица. Основными признаками кооператива являются: добровольный характер членства; паевой характер собственности, принадлежащей кооперативу; сохранение определённой имущественной и экономической автономии отдельных членов; преобладание принципа принятия решений «один человек - один голос»; минимальная роль взаимоотношений типа «работодатель - наёмный работник»; личное участие всех членов в основной деятельности кооператива.

С точки зрения современного российского законодательства кооперативы подразделяются на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские). При составлении экономических классификаций кооперативы принято различать по целевому предназначению, выделяя среди них сельскохозяйственные, садоводческие, дачные, жилищно-строительные, гаражно-строительные, сбытовые и др. В 19-20 веках в российской экономике существовали и такие разновидности кооперативов, как артель, общество, товарищество, колхоз. Ныне эти наименования также встречаются в названиях юридических лиц, но в действительности их «кооперативная природа» давно утрачена.

Реклама

В конце 20 века кооперативы были весьма важной частью народного хозяйства, но в современной России их экономическая роль мала, и они быстро вытесняются крупными частными или малыми индивидуальными предприятиями. Даже в сельском хозяйстве и строительстве, где классические формы кооперативов ещё встречаются, их доля в национальном производстве не превышает нескольких процентов. Таким образом, ныне российские кооперативы выполняют не столько экономические, сколько социальные функции (организация загородного отдыха горожан, самостоятельного строительства дешёвого малогабаритного жилья и гаражей, создание каналов взаимодействия с муниципальными властями и т.д.).

В то же время в некоторых развитых экономиках кооперативы продолжают занимать важные ниши. Например, в США кооперативы обеспечивают сбыт 20% мяса и 40% фруктов и овощей; в Германии - сбыт 30% молока и 60% мяса. По мере развития экономических отношений в российском сельском хозяйстве и некоторых других отраслях роль кооперативов снова начинает усиливаться.

Д. Б. Кувалин.