Копленд Аарон

КоплендКОПЛЕНД, Копланд (Copland) Аарон (14.11.1900, Бруклин, штат Нью-Йорк - 2.12.1990, Норт-Тарритаун, там же), американский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель.

Родился в семье иммигрантов из литовских земель. В 1921 году учился у П. Видаля (композиция) и А. Вольфа (дирижирование) в Американской консерватории в Фонтенбло (под Парижем), в 1921-24 - в Париже у Н. Буланже (композиция) и Р. Виньеса (фортепиано). Пропагандировал современную американскую музыку в США и странах Латинской Америки, с этой целью в 1928-31 организовал совместно с Р. Сешнсом серию концертов «Копленд - Сешнс консертс», в 1932-33 руководил фестивалями американской музыки в Яддо (город Саратога-Спрингс), в 1927-37 читал лекции в Новой школе социальных исследований в Гарвардском и Принстонском университетах. Инициатор создания Союза американских композиторов (1937; в 1939-1945 президент). Один из основателей Американского музыкального центра (1939), руководитель классов композиции и заместитель директора Беркширского музыкального центра в Танглвуде. Среди учеников: П. Боулз, А. Хинастера, Э. Раутавара, Н. Рорем, Я. Новак, Э. Кригер. Гастролировал как дирижёр, в том числе в СССР (1960).

Реклама

Один из основоположников и главных представителей композиторской школы США. Испытал влияние французской музыки 1920-х годов, неоклассицизма И. Ф. Стравинского (1-я симфония, 1928), джаза и др. Авангардистские техники (додекафония в сонатах для фортепиано, 1941, и для скрипки, 1943, «Коннотациях» для оркестра, 1962; микрохроматика в фортепианном трио «Витебск», 1928) сочетаются в его творчестве с доступностью языка, динамичностью, ясностью мелодики, остротой ритмов, выраженным национальным колоритом (элементы латиноамериканского фольклора отразились в «Салоне Мексико» для оркестра, 1936, влияние ковбойских песен и новоанглийских духовных гимнов - в балете «Парень Билли», 1938, Чикаго). Особой известностью пользуются его балеты - «Родео, или Флирт на сожжённом ранчо» (1942, Нью-Йорк), «Весна в Аппалачских горах» (1944, Вашингтон, балетмейстер М. Грэхем), «Танцующие панели» (1963, Мюнхен, премьерой дирижировал автор). Среди других сочинений: «Портрет Линкольна» для чтеца и оркестра (1942); симфонии (в том числе 2-я, «Короткая», 1933; 3-я, 1946); Концерт для кларнета с оркестром (1948); 12 романсов на слова Э. Дикинсон (1950). Исполнителями его сочинений были: дирижёры С. А. Кусевицкий, Л. Бернстайн, кларнетист Б. Гудмен (премьера Концерта для кларнета, 1950, Нью-Йорк), органистка Н. Буланже (премьера Симфонии для органа с оркестром, 1924, Париж) и др. Музыка Копленда к фильмам (за музыку к фильму «Наследница», режиссёр У. Уайлер, Копленд получил премию «Оскар», 1949) оказала большое влияние на дальнейшее развитие американской киномузыки.

Соч.: What to listen for in music. N. Y., 1939; Music and imagination. [Camb.], 1952; On music. N. Y., 1960; The new music. 1900-1960. N.Y., 1968; Музыка и воображение [Главы из книги] // Советская музыка. 1968. №2-4.

Лит.: Pollack Н. А. Copland: the life and work of an uncommon man. N.Y., 1999; Robertson М., Armstrong R. А. Copland: а guide to research. N.Y., 2001; А. Копланд // Музыкальная культура США XX в. М., 2007.