Коппола Фрэнсис Форд

Коппола (Coppola) Фрэнсис ФордКОППОЛА (Coppola) Фрэнсис Форд (родился 7.4.1939, Детройт), американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. По происхождению итальянец (отец Копполы – флейтист и композитор, сочинил музыку для нескольких фильмов Копполы). В 1960 году окончил Университет Хофстра (Хемпстед), в 1967 - Калифорнийский университет (Лос-Анджелес). С 10 лет снимал любительские короткометражные фильмы, в которых сам выступал и как актёр. В профессиональном кино с 1960-х годов. Писал сценарии, занимался монтажными экспериментами. В поисках собственной манеры и темы обращался к различным жанрам: эротический фильм «Сегодня вечером наверняка!» (1962), психопатологическая драма в готическом духе «Безумие 13» (1963, под руководством режиссёра и продюсера Р. У. Кормена), комедия в стилистике «новой волны» «Ты теперь большой мальчик» (1966), нравоучительного мюзикла с участием Ф. Астера «Радуга Файниана» (1968). Первая зрелая работа - фильм «Люди дождя» (1969, премия Международного  кинофестиваля в Сан-Себастьяне) о неудачниках, выброшенных обществом на обочину жизни. В 1970-е годы каждый фильм Копполы становился значительным явлением американского кино. «Крёстный отец» (1972, Коппола - соавтор сценария, премия «Оскар») открыл трилогию о клане нью-йоркской мафии, решённую в жанре семейной саги («Крёстный отец-II», 1974, премия «Оскар»; «Крёстный отец-III», 1990), и выявил одну из основополагающих черт режиссёрской манеры Копполы - умение воссоздавать быт и атмосферу ушедших эпох. Актуальность звучания картины «Разговор» (1974, главная премия Международного  кинофестиваля в Канне) была обусловлена скандальным «уотергейтским делом»: история специалиста по подслушиванию конфиденциальных разговоров трактована здесь как притча о кризисе доверия в современном обществе. В грандиозном фильме «Апокалипсис сегодня» (1979, главная премия Международного  кинофестиваля в Канне) Коппола, воссоздавая ужасающие картины войны во Вьетнаме, стремился выявить метафизические и экзистенциальные основы агрессии как морального зла. В конце 1960-х - 1970-е годы Коппола - один из бесспорных лидеров так называемого Нового Голливуда, чему способствовали также продюсирование значимых фильмов и создание сценариев для других кинорежиссёров («Паттон» Ф. Шефнера, 1970, сценарий совместно с Э. Нортом, премия «Оскар» за лучший сценарий; «Великий Гэтсби» Дж. Клейтона, по роману Ф. С. Фицджеральда, и др.). Подобного общественного резонанса не вызывали фильмы Копполы 1980-х - начала 1990-х годов: красочный, вычурный, с избытком компьютерных эффектов фильм-приключение «От всего сердца» (1982), стилизации на тему битничества «Изгои» (1983) и «Бойцовая рыбка» (1983), гангстерский мюзикл «Клуб "Коттон"» (1984), размышление о «вьетнамском синдроме» «Сады камней» (1987), модернизированная и эстетизированная версия истории о знаменитом вампире «Дракула Брэма Стокера» (1992). После долгого молчания в 2007 году Коппола поставил метафизическую драму «Молодость без молодости», основанную на «философической фантастике» М. Элиаде и спроецированную на эпоху нацизма конца 1930-х годов.

Реклама

Лит.: Березницкий Я. Как создать самого себя. М., 1976; Jacobs D. Hollywood Renaissance. N.Y., 1980; Плахов А. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Винница, 1999; Schumacher М. F. F. Coppola: а filmaker’s life. N. Y., 1999.

В. Н. Турицын.