Коптская литература

КОПТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература на коптском языке. Была распространена среди египтян в первые века нашей эры до арабского завоевания (7 век), а также среди части населения Египта, сохранившей христианство, после арабского завоевания и до 18 века. Наиболее ранние тексты - записи греческими буквами египетских заклинаний. Первые письменные памятники коптской литературы - переводы библейских книг с греческого языка. В 1-й половине 4 века возникла оригинальная коптская литература, развивавшаяся преимущественно в монастырях: монастырский устав, поучения, проповеди и послания Пахомия Великого; сочинения его учеников Феодора и Хорсиэсе. Сформировался жанр мартиролога; известен цикл, приписываемый Юлию из Кбахса (4 век). Крупнейший писатель конца 4 - 1-й половины 5 века - Шенуте, настоятель Белого монастыря в Верхнем Египте: в его посланиях и проповедях, отмеченных высоким стилистическим мастерством, широко используются аллегории и мистическая символика. Сохранились биография Шенуте и послания, написанные его преемником Бесой (5 век). Большое место в коптской литературе занимали изречения пустынников, легенды о монахах и отшельниках (цикл легенд о монастыре Шиэт). К обширной житийной литературе примыкает легенда об Илларии, дочери императора Зенона, которая под видом монаха служила в монастыре. На христианском Востоке были хорошо известны сказания о монахах Нитрийской пустыни; некоторые из них вошли в русские Четьи-Минеи.

Реклама

Переводная литература доарабского периода, помимо библейских текстов, представлена гностическими сочинениями (тексты в составе Наг-Хаммади рукописей, оригиналы которых большей части неизвестны), манихейскими текстами из Мадинат-Мади, произведениями деятелей ранней христианской Церкви (Игнатия Антиохийского, Климента Александрийского и др.), церковных иерархов Египта, писавших по-гречески. Многие коптские произведения, в свою очередь, переводились на эфиопский, арабский, сирийский и другие языки; исторический труд «Хроника», относящийся ко времени арабского завоевания, сохранился лишь в переводе на эфиопский язык.

После арабского завоевания начинает развиваться словесность светского развлекательного характера. В конце 1-го тысячелетия возникла поэзия, появились записи сказок, легенд, загадок. Популярностью пользовались стихотворные произведения в форме диалога: легенда об Археллите, повествующая о герое, разочаровавшемся в мирской жизни и ушедшем в монастырь; сказка о Феодосии и Дионисии - двух нищих батраках, из которых один становится императором, а другой архиепископом. Ряд песен-сказок посвящён царю Соломону и царице Савской. Сохранившиеся лишь во фрагментах «Роман о Камбисе» и коптская переработка «Романа об Александре» (смотри «Александрия») свидетельствуют о бытовании в коптской литературе крупных повествовательных жанров.

В 11-12 века в результате вытеснения коптского языка арабским коптская литературная традиция стала угасать. Начиная с 13-14 веков создаются сочинения на мёртвом книжном коптском языке («Житие Иоанна Фаниджойского», 13-14 века; анонимная поэма «Триадон», 14 век). До 18 века на коптском языке сочинялись преимущественно церковные гимны.

Изд.: Ернштедт П. В. Коптские тексты Государственного Эрмитажа. М.; Л., 1959; он же. Коптские тексты Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М.; Л., 1959; Кефалайа («Главы»). Коптский манихейский трактат / Пер., коммент., глоссарий, указ. Е. Б. Смагиной. М., 1998; Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке / Введение, пер., коммент. А. И. Еланской. 2-е изд. СПб., 2001; Премудрость Иисуса Христа. Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / Пер., вступ. ст., коммент. А. И. Еланской. СПб., 2004.

Лит.: Leipoldt J. Geschichte der koptischen Literatur // Die Literaturen des Ostens. Lpz., 1907. Bd 7; Тураев Б. А. Коптская литература // Литература Востока. П., 1920; Morenz S. Die koptische Literatur // Handbuch der Orientalistik. Leiden, 1952. Bd 1; Xocpoeв А. Л. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997; он же. Пахомий Великий: (из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2004.