Копёр (мачта)

КОПЁР, конструкция (мачта) для размещения сваебойного оборудования, фиксации сваи перед забивкой и направления её при погружении в грунт; предназначен для установки свай при сооружении фундаментов промышленных и гражданских объектов, мостовых переходов, водо-, нефте-, газопроводов и др. В горнорудной промышленности копёр используют для монтажа шахтных подъёмников. Копровая установка состоит из рамы (или базовой машины), на которой монтируют мачту с установленным на ней сваебойным оборудованием, кабину с органами управления и др. Термин «копёр» часто используют как синоним термина «копровая установка».

По конструкции различают копры стационарные (башенные) и самоходные (крановые). У стационарного копра мачту закрепляют на верхней раме, поворачивающейся относительно нижней рамы на 360° (полноповоротный копёр). Нижнюю раму устанавливают на колёсах, перемещающихся по рельсовым путям. Высота башенных копров от 11 до 22 м и более, грузоподъёмность до 9,5 т. С помощью этих копров можно погружать сваи как на суше, так и под водой (с баржи или понтона).

Самоходные крановые копры (рисунок) монтируют на стреловом подъёмном кране, экскаваторе, тракторе или на автомобильном шасси. При установке оборудования на кране или экскаваторе верхнюю часть мачты шарнирно соединяют с головкой стрелы, а нижнюю - с поворотной платформой. Подъём свай и сваебойного оборудования осуществляют лебёдками крана или экскаватора. При установке копра на тракторном или автомобильном шасси мачту копра шарнирно закрепляют на раме машины, где располагают также гидроцилиндры, обеспечивающие наклон мачты в транспортное положение, и лебёдку, для привода которой служит двигатель базовой машины. Высота крановых копров от 13 до 35,5 м, грузоподъёмность 25 тонн и выше.

Копёр

В. А. Зорин.