Корацци Антонио

КОРАЦЦИ (Corazzi) Антонио (17.12.1792, Ливорно - 26.4.1877, Флоренция), итальянский и польский архитектор. Учился в Академии Художеств во Флоренции у Г. М. Паолетти (1810-13) и Дж. дель Россо (1813-18). В 1818 году по приглашению правительства Польши отправился в Варшаву. Тогда же по протекции С. Сташица стал членом правительственного совета по строительству; с 1820 главный архитектор Комиссии внутренних дел и полиции.

Корацци (Corazzi) АнтониоВ Польше Корацци реализовал около 50 своих проектов общественных, культовых и жилых зданий в формах позднего классицизма  (преимущественно в Варшаве). Стиль построек Корацци соединяет в себе традиции польской архитектуры эпохи короля Станислава Августа с североитальянским и французским влияниями. Для работ Корацци характерно широкое использование скульптурной декорации. Среди ранних построек Корацци в Варшаве - дворец Головчица (1820) и здание Общества друзей науки (так называемый Дворец Сташица, 1820-23, разрушен в 1939-44, восстановлен в 1947-50; ныне Польская АН). Образец градостроительной деятельности Корацци - ансамбль Банковской площади (1823-28, разрушен в 1944, восстановлен в 1950-1954), состоящий из зданий Государственной комиссии приходов и казны (ныне Ратуша), Польского банка и Биржи, а также дворца министра финансов. Другой проект Корацци - комплекс Театральной площади, которую оформляет масштабное здание оперного театра («Театр Вельки», 1825-32, совместно с X. П. Айгнером): центральный объём постройки фланкируют два крыла, связанные с ним колоннадой 1-го яруса. После Польского восстания 1830-31 Корацци работал в основном на частных заказчиков, возвёл около 20 городских и загородных домов (дворец Раставецких в Долхобычуве близ Замосци, 1837, развивающий тему итальянской виллы). Около 1838 Корацци занял пост архитектора школ Варшавского округа и проектировал образовательные учреждения (лицей в Радзымине, 1845). В 1841 по проекту Корацци в Варшаве был возведён памятник-обелиск генералам, сохранившим верность российскому императору и погибшим в ноябре 1830 в ходе Польского восстания (разрушен в 1917).

Реклама

В 1845 году Корацци вернулся в Италию; с 1847 профессор Академии Художеств во Флоренции. Создал проекты зданий парламента (1860) и пантеона Данте (1865) для Флоренции, театров для Копенгагена и Александрии (не реализованы). Работы Корацци оказали большое влияние на творчество польских архитекторов середины 19 века, а также на развитие классицистической линии в архитектуре Польши вплоть до середины 20 века.

Лит.: Bieganski Р. Palac Staszica: siedziba Тоwarzystwa Naukowego Warszawskiego. Warsz., 1951; idem. Teatr Wielki w Warszawie. Warsz., 1961; idem. А. Corazzi, architetto toscano а Varsavia. Wroclaw, 1968; Loza S. Architekci i budowniczowie w Polsce. Warsz., 1954; Lorentz S., Rottermund А. Neoclassicism in Poland. Warsaw, 1986.

Н. И. Фролова.