Корчак (археологический памятник)

КОРЧАК (Корчак - Тетеревка), группа археологических памятников славянских культур середины - 2-й половины 1-го тысячелетия в бассейне реки Гнилопять, к юго-западу от современного г. Житомир (Украина). Открытие, первые обследования и раскопки принадлежат С. С. Гамченко (1919-23). Обследования Е. В. Махно, В. А. Месяца, В. В. Седова, А. А. Тарабукина, А. П. Томашевского и др. Разведки и широкомасштабные раскопки И. П. Русановой и И. К. Фролова в 1959-65. По материалам С. С. Гамченко известно несколько курганных и грунтовых могильников у сёл Корчак, Катериновка, Перлевка; с 1950-х годов выделены «гнёзда» поселений (И. П. Русанова показала, что некоторые из них принимали за грунтовые могильники), из них наиболее изучены у села Корчак (14 пунктов 4/5-6 века), у бывшего хутора Тетеревский и села Шумск (4 поселения, погребения, комплекс из курганного могильника и святилища; разновременные, от 4/5 до 10 века). Дома стандартны - полуземлянки (в ряде случаев прослежены срубные стены, иногда укреплённые столбами), с печами-каменками, как правило, в северо-восточном углу. Среди хозяйственных построек - ювелирная мастерская (полуземлянка с печью в центре; каменные формочки, тигли), столбовые сараи, различные навесы, ямы, ограды, аналоги которым известны по этнографическим материалам Полесья. Постройки составляли «блоки» из 1-3 усадеб. В Тетеревке в один из «блоков» 5-6 века входил огороженный участок с 2 погребениями в урнах (трупосожжение на стороне). В 6 веке фиксируется отток населения, связываемый с локальным кризисом подсечной системы земледелия; вероятно, часть жителей приняла участие в движении славян на Балканы. С конца 7 века происходит новое активное освоение микрорегиона, переход к перелогу. 9-10 веками датируется святилище в Шумске: крестообразное углубление, ориентированное по сторонам света (14,2х11 м), в центре - большая столбовая яма, заполненная камнями, и следы огня; вокруг центральной ямы - столбовые ямки, камни; среди находок - керамика, кремнёвый наконечник стрелы, пережжённые кости быка, птиц.

Реклама

Корчак По материалам Корчака и исследований под Мирополем (конец 19 века) С. С. Гамченко выделил тип Корчака, или «житомирский тип», определив одним из первых достоверные археологические памятники славян догосударственного времени. Ю. В. Кухаренко показал их принадлежность пражской культуре, поставив в общеевропейский контекст. Работы И. П. Русановой сделали ранние материалы Корчака одним из эталонов в изучении пражской культуры Восточной Европы (предложенное В. В. Седовым название «пражско-корчакская культура» не стало общепринятым), а материалы из Шумска - показателем одной из форм развития славянского язычества. В современных исследованиях Корчак  и близкие памятники рассматривают как один из локальных вариантов пражской и развивающейся на её основе культуры Лука-Райковецкая, хотя термины, производные от Корчака, используют и для обозначения архаичных  восточно-европейских памятников пражской культуры.

Лит.: Славяне накануне образования Киевской Руси. М., 1963; Русанова И. П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. М., 1973; Томашевский А. П., Гавритухин И. О. Славянское поселение Тетеревка 1. К., 1992; Шовкопляс А. М., Гавритухин И. О. Комплексы пражской культуры с Оболони и некоторые проблемы изучения памятников типа Корчак // Краткие сообщения Института археологии. М., 1993. Вып. 208; Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. [2-е изд.]. М., 2007.

И. О. Гавритухин.