Кордебалет

Кордебалет КОРДЕБАЛЕТ (французский - corps de ballet, от corps - личный состав и ballet - балет), коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах, так и в сочетании с ансамблем и солистами, в качестве эмоционального «аккомпанемента» их танцу. В каждом из этих случаев может либо изображать реальную толпу, либо исполнять композиции отвлечённого характера. В 19 веке преимущественное значение имел женский кордебалет, чьи выразительные возможности в полной мере раскрылись в творчестве хореографов Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа, Л. И. Иванова (2-й акт «Жизели» и картина «Оживлённый сад» из «Корсара» А. Адана; картина «Тени» из «Баядерки» Л. Ф. Минкуса; «Лебединое озеро» П. И. Чайковского). В 20 веке с повышением роли мужского танца значительно возросла и образная выразительность мужского кордебалета, в частности в балетах М. Бежара, Ю. Н. Григоровича. Широкая разработка массовых сцен способствовала увеличению роли кордебалета в балетах А. А. Горского, В. И. Вайнонена, Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского и др. Роль кордебалета превратилась из аккомпанирующей в ведущую с утверждением жанра балета-симфонии (Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин), а также танца модерн и других направлений современного танца.

Лит.: Карп П. М. О балете. М., 1967; Слонимский Ю. И. В честь танца. М., 1968; Лебедева Г. Д. Балет: семантика и архитектоника. СПб. [и др.], 2007; Новерр Ж. Ж. О композиции кордебалета // Новерр Ж. Ж. Письма о танце. 2-е изд. СПб. [и др.], 2007.