Кордофанские народы

КОРДОФАНСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Судане (вилайи Северный Кордофан и Южный Кордофан). Общая численность свыше 1 миллиона человек (2008, оценка). Живут в горах Дар-Нуба. По языковому принципу выделяются группы: катла-тима (катла, или акалак, - 25 тысяч человек; тима, или ломорик, - 4 тысячи человек), хейбан (коалиб - 77 тысяч человек; ларо, или лару, - 40 тысяч человек; хейбан - 8 тысяч человек; швай, или ширумба, - 5,5 тысяч человек; моро - 57 тысяч человек; оторо, уторо, или кавама, - 12 тысяч человек; логол, или луха, - 10 тысяч человек; ко, кау, или фунгор, - 5 тысяч человек; варнанг, или верни, - 4 тысячи человек; тира, или тиро, - 24 тысяч человек), талоди (нгиле, или масакин, - 72 тысячи человек; дагик, или денгебу, - 48 тысяч человек; ломон, или лумун, - 90 тысяч человек; точо, или тачо, - 10 тысяч человек; талоди, джоманг, или дьоманг, - 2,5 тысячи человек; лафофа, или тегем, - 0,7 тысяч человек; элири, или ндинг, - 6,5 тысяч человек) и рашад (тегали, тоголе, или рашад, - 65 тысяч человек; тукам, или тагой, - 25 тысяч человек), говорящие на кордофанских языках; тумтум, или кадугли-кронго (кадугли и кача - 50 тысяч человек; кронго - 22 тысячи человек; канга - 8 тысяч человек; тулеши - 8 тысяч человек; тумтум – 7 тысяч человек; тумма - 6,5 тысяч человек; кейга – 6 тысяч человек; мири - 4 тысячи человек), языки которых составляют семью каду (тумтумскую) нило-сахарских языков; горные нубийцы (120 тысяч человек; дайр, диллинг, карко, вали и др.), говорящие на горнонубийском языке; ньиман (ама, или афитти, - 77 тысяч человек; диник – 6 тысяч человек), говорящие на ньиманских языках; часть народов даджу (лагова - 70 тысяч человек; чанинг, или шатт, - 25 тысяч человек; лигури, или логорик, - 2 тысячи человек) и темейн (ронге, или темейн, - 15 тысяч человек; дони, или джирру, - 3 тысячи человек; десе -1,5 тысячи человек), говорящие на языках даджу и темейнской ветвей кир-аббайской семьи (смотри Восточносуданские языки). Распространён также арабский язык. Катла, тима, тегали, тагой, тингаль, талоди, ндинг, ломон, точо, лафофа - мусульмане-сунниты; ко, варнанг, тира, дагик, нгиле придерживаются традиционных культов; до 70% хейбан, ларо, оторо, моро, швай, 50% коалиб, 30% логоль - христиане.

Реклама

Кордофанские народыТрадиционная культура типична для народов Египетско-Суданской историко-этнографической области Северной Африки. Занимаются подсечно-огневым или поливным земледелием на искусственных террасах (просо-дохна, ячмень, арахис, кунжут, кукуруза, на северо-востоке - финиковая пальма, из технических культур - хлопчатник), скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот), сбором смолы гуммиарабика с дикорастущей акации. Скот пасут и доят мужчины. Развиты гончарство, изготовление медных и серебряных украшений, обработка кожи, дерева, кости и рога. Поселения небольшие, компактные, жилище круглое глинобитное. Мужчины носят широкие белые штаны и туникообразную рубаху, женщины - тёмные платья. Существуют деревенские и большесемейные общины, патрилинейная (у талоди и лафофа - матрилинейная) родовая организация. Брак в основном вирилокальный. Распространены полигиния, обычаи отработки за невесту, наследование жены кузена, авункулат и пр.; кузенные браки повсеместно запрещены. Системы терминов родства чаще всего генерационного типа (но сохраняются следы бифуркативных систем, обычно в поколении родителей). Деды и внуки (у тира и лафофа также брат матери и дети сестры) связаны взаимной терминологией. Сиблинги обозначаются общим термином без разграничения по полу и возрасту (у ко наименование сиблингов зависит от пола говорящего). Фольклор - сказки, песни и др.

Лит.: Seligman С. G., Seligman Z. Pagan Tribes of the Nilotic Sudan. L., 1932; Nadel S. F. The Nuba: an anthropological study of the hill tribes in Kordofan. [S.L], 1947. [S.L], 1978; Murdock G. Р. Africa: Its peoples and their culture history. N.Y., 1959; Paris J. С. Southeast Nuba social relations. Aachen, 1989; Rottenburg R. Ndemwareng. Wirtschaft und Gesellschaft in den Morobergen. Мünch., 1991; Manger L. О. From the mountains to the plains. The Integration of the Lafofa Nuba into Sudanese society. Uppsala, 1994.

В. А. Попов.