«Кореец»

«КОРЕЕЦ»,

1) парусно-винтовая канонерская лодка российского ВМФ, прославившаяся в Чемульпинском бою 1904 года. Построена в 1886 году по техническому заданию, сформулированному И. А. Шестаковым, в Швеции. Водоизмещение свыше 1200 тонн, паровая машина мощностью 1150 кВт (1564 л. с.), длина 62,8 м, скорость хода 13,5 узлов (25 км/ч), дальность плавания 2660 миль. Вооружение: орудия - два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм, одно 64-мм, два 47-мм и четыре 37-мм, один торпедный аппарат. Экипаж 179 человек. В 1888 вошла в состав Сибирской военной флотилии. Участвовала в исследованиях морей Тихого океана, несла дозорную службу, была стационером в иностранных портах. В 1892 году переквалифицирована в мореходную канонерскую лодку. Во время подавления «Боксёрского восстания» (смотри Ихэтуань) в Северном Китае в 1900 году в составе российской эскадры выполняла задачи по перевозке, высадке и огневой поддержке десанта; участвовала во взятии китайских фортов Таку (Дагу). В ходе боя десантом захватил китайские эскадренные миноносцы, один из которых вошёл в состав российского флота и получил название «Лейтенант Бураков» по имени погибшего артиллерийского офицера канонерской лодки «Кореец». К началу русско-японской войны 1904-05 вместе с крейсером «Варяг» находилась на рейде нейтрального корейского порта Чемульпо (Инчхон), где оба корабля заблокировала японская эскадра (6 крейсеров, 8 миноносцев). При попытке прорыва 27.1(9.2).1904 в море канонерская лодка под командованием капитана 2 ранга Г. П. Беляева в течение получаса вела артиллерийский бой с крейсерами противника и прикрывала огнём возвращение повреждённого крейсера «Варяг» на рейд Чемульпо. Ввиду невозможности прорыва блокады корабль с поднятым Андреевским флагом в тот же день был взорван. Экипаж был принят на борт французского крейсера «Паскаль», вывезен в Сайгон. Вскоре российские моряки вернулись в Россию, где все офицеры были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а члены команд - знаками отличия этого ордена. В честь подвига моряков была учреждена специальная медаль «За бой "Варяга" и "Корейца" при Чемульпо», которой были награждены все участники боя. В честь «Корейца» названы бухта (Лютяогоувань) на острове Личаншань и пролив в Жёлтом море, обследованные гидрографической экспедицией на этом корабле в 1899-1901.

Реклама

«Кореец»2) Мореходная канонерская лодка (с 1907 переквалифицирована в канонерскую лодку) Балтийского флота, названная в память погибшего «Корейца». Построена в 1907 году на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Водоизмещение 1100 тонн, суммарная мощность двух паровых машин 590 кВт (900 л. с.), длина 66,5 м, скорость хода 12 узлов (22,2 км/ч), дальность плавания около 1500 миль. Вооружение: орудия - два 120-мм, четыре 75-мм (с 1913 - восемь), три пулемёта. Экипаж 149 человек. В 1908 году при переходе на Дальний Восток, находясь в Средиземном море, экипаж «Корейца» участвовал в спасании пострадавших от землетрясения жителей г. Мессина на острове Сицилия. Тогда же Морское министерство приняло решение о возвращении его на Балтику. До 1914 года находился в составе 2-й минной дивизии, затем – Учебно-артиллерийского отряда. В 1-ю мировую войну на Або-Оландской шхерной позиции «Кореец» нёс дозорную службу в финских шхерах, летом 1915 года в составе Морских сил Рижского залива оказывал огневую поддержку приморскому флангу 12-й армии. Вместе с канонерской лодкой «Сивуч» 6(19) августа выставил минное заграждение на подступах к устью реки Западная Двина. Вечером на переходе канонерские лодки были перехвачены германскими кораблями. В бою «Сивуч» был потоплен, «Кореец» получил повреждения, но сумел оторваться. 7(20) августа взорван по решению командира во избежание захвата противником.

Лит.: Флот в первой мировой войне. М., 1964. Т. 1-2; Мельников Р. М. Крейсер «Варяг». 2-е изд. Л., 1983; История отечественного судостроения. СПб., 1995-1996. Т. 2-3; Катаев В. И. Мореходные канонерские лодки типа «Кореец». СПб., 2006.

С. Л. Ташлыков.