Корелли Арканджело

Корелли (Corelli) АрканджелоКОРЕЛЛИ (Corelli) Арканджело (17.2.1653, Фузиньяно - 8.1.1713, Рим), итальянский композитор и скрипач. Один из крупнейших мастеров музыки итальянского барокко. Музыкальное образование получил в Болонье, с 1670 года член Болонской филармонической академии. Около 1675 года переехал в Рим, не позднее 1679 стал камерным музыкантом королевы Швеции Кристины. Его покровителями были также кардиналы Дж. Б. Памфили и П. Оттобони. Длительное время был ведущей фигурой среди римских музыкантов. Прославился как скрипач-виртуоз, руководил оркестром на многочисленных концертах, при исполнении ораторий в церквах и кардинальских палаццо, на оперных представлениях в римском «Театро Тординона». С 1706 года член академии «Аркадия». Был знаком с молодым Г. Ф. Генделем, принимал участие в исполнении его итальянских ораторий (1707-08).

Корелли - основатель итальянской скрипичной школы, традиции которой сохранялись до начала 19 века (среди учеников - скрипачи и композиторы Ф. Джеминиани, Дж. Б. Сомис и, возможно, П. Локателли). Был первым композитором, прославившимся благодаря исключительно инструментальным сочинениям. В его творчестве окончательно сформировались жанры кончерто гроссо, трио-сонаты, а также сонаты для скрипки с бассо континуо. Сохранилось свыше 80 сочинений Корелли, авторство которых не подлежит сомнению (в основном для смычковых инструментов): 54 трио-сонаты, 3 сонаты для четырёх партий (в том числе с участием трубы), 12 скрипичных сонат, 12 кончерто гроссо для струнных, а также увертюра к оратории Дж. Лулье «Св. Беатрис д’Эсте». Имя Корелли в Европе прославили публикации трио и сольных сонат (5 опусов по 12 сочинений), осуществлённые в Риме при жизни автора (1681-1700), и их многочисленные переиздания в течение всего 18 века. 6-й опус (12 concerti grossi) вышел из печати посмертно (1714). Инструментальный стиль Корелли органично сочетает виртуозность с полифонической техникой при общей ясности фактуры. Влияние Корелли испытали А. Вивальди, Т. Альбинони, Ф. Верачини, Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман, Ж. М. Леклер и др. На темы Корелли создавали свои произведения И. С. Бах (Фуга для органа BWV 579), Дж.Тартини (вариации «Искусство смычка» для скрипки). Образ Корелли, который уже в 1-й половине 18 века считался классиком, воссоздан в музыке Ф. Куперена (трио-соната «Парнас, или Апофеоз Корелли»), Ж. Ф. Дандриё (пьеса «Корелли» для клавесина). Особая популярность выпала на долю «Фолии» Корелли (ор. 5 № 12) - традиция сочинения вариаций на её тему сохранилась до 20 века («Вариации на тему Корелли» С. В. Рахманинова).

Реклама

Соч.: Historisch-kritische Gesamtausgabe der musikalischen Werke. Кöln; Laaber, 1976-2006-. Bd 1-5-.

Лит.: Кузнецов К. А., Ямпольский И. М. А.Корелли. М., 1953; Studi corelliani. Firenze, 1972-2007-. Vol. 1-6-; Marx Н. J. Die Überlieferung der Werke А. Corellis: catalogue raisonné. Кöln, 1980; Allsop Р. А. Corelli: new Orpheus of our times. Oxf., 1999.

Ю. С. Бочаров.