Корнель Пьер

Корнель (Corneille) ПьерКОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (6.6.1606, Руан - 1.10.1684, Париж), французский драматург, член Французской академии (1647). Брат Т. Корнеля, дядя Б. Фонтенеля. Родился в семье адвоката. Получил классическое образование в Руанском иезуитском коллеже (1615-22); изучал право в университете города Кан, состоял в корпорации адвокатов (1624-51), однако успеха на юридическом поприще не имел. В 1629-62 годах жил в Руане и Париже, посещал светские кружки, в том числе салон госпожи де Рамбуйе. В 1662 окончательно перебрался в Париж.

Литературную деятельность Корнель начал с эпикурейских стихов, галантных эпиграмм, позднее опубликованных в сборнике «Поэтическая смесь» («Мélanges poétiques», 1632). Предположительно первым его драматическим сочинением стала пастораль «Алидор» («Alidor»; не закончена, создана между 1626 и 1628, издана в 2001; атрибуция спорна). Корнель - автор более 30 пьес. Первый успех пришёл к нему после постановки труппой актёра Г. Мондори (с 1634 театр «Маре», Париж) комедии «Мелита» («Melite», поставлена в 1629, издана в 1633), в которой пасторальный сюжет был перенесён в бытовую повседневность. В галантно-рыцарской трагикомедии «Клитандр, или Освобождённая невинность» («Clitandre, ou L’Innocence délivréе», поставлена в 1631, издана в в 1632), отличающейся запутанным сюжетом в духе произведений А. Арди и Ж. Ротру, Корнель отдал дань господствующей моде изображения ужасов и изощрённых преступлений (так называемое кровавое барокко). Комедии «Вдова» («La veuve», 1631, издана в 1633), «Галерея Суда» («La galerie du Palais», поставлена в 1632, издана в 1637), «Компаньонка» («La suivante», 1633) и «Королевская площадь» («La place Royale», 1633) стали свидетельством отказа Корнеля от утвердившихся во французской комедиографии 1-й половины 17 века традиций итальянской комедии дель арте и средневекового фарса; Корнель предвосхитил комедию нравов, основывающуюся не на скабрёзном юморе и буффонаде, а на интриге. Популярностью в середине 17 века пользовалась пьеса «Комическая иллюзия» («L’illusion соmique», поставлена в 1635, издана в 1639; в переработанной версии - «Иллюзия», «L’illusion», 1660), синтезирующая черты комедии, трагикомедии, пасторали и трагедии; для описания жизни актёров в ней был использован приём «театра в театре». Перенос испанских сюжетов (Х. Руиса де Аларкона-и-Мендосы и Лопе Ф. де Веги Карпьо) в парижскую среду и переработка их во французском вкусе были осуществлены Корнелем в комедиях «Лжец» («Le menteur», 1644) и «Продолжение Лжеца» («La suite du Menteur», 1645); применённая здесь техника редуцирования психологического облика персонажа до единственной доминирующей черты позднее стала основным принципом классицистической комедии (Мольер).

Реклама

Несмотря на признание современников, выпавшее на долю его комедий, Корнель остался в истории литературы как один из самых выдающихся авторов трагедий, которые получили мировую известность и стали, наряду с пьесами Ж. Расина, самым ярким достижением французского классицизма. В своей первой трагедии, насыщенной мелодраматическими эффектами «Медее» («Medee», поставлена в 1635, издана в 1639), Корнель использовал сюжет античного мифа, ранее разработанный Еврипидом и Сенекой. Драматургическая концепция Корнеля нашла своё теоретическое обоснование в его предисловиях к собственным пьесам и в составивших ему славу теоретика классицизма «рассуждениях» - «Рассуждения о трагедии...» («Discours de la tragedie...»), «Рассуждения о трёх единствах...» («Discours des trois unites...», обе изданы в 1660) и др. Написанная на основе сюжета испанского драматурга Г. де Кастро трагикомедия «Сид» («Cid», поставлена театром «Маре» и издана в 1637) стала первым практическим выражением его теорий. Не ставя под сомнение авторитет традиционных поэтик Аристотеля и Горация и важность соблюдения строгих правил (в частности, трёх единств теории), Корнель представил образец трагикомедии, совмещающей трагизм событийной канвы и внутренних переживаний героев с комедийными ситуациями и персонажами. Успех «Сида» спровоцировал бурную полемику, в которой пьеса оценивалась по законам жанра трагедии; против неё высказались Ж. де Скюдери, Ж. Мере и др. (так называемый спор о Сиде). В 1638 под редакцией Ж. Шаплена вышло «Мнение Французской академии о трагикомедии "Сид"» с перечислением формальных недостатков пьесы и её осуждением. В 1660 году Корнель внёс в текст пьесы значительные коррективы, сменив жанровое обозначение: «трагедия» вместо «трагикомедии».

Пьеса «Гораций» («Horace», поставлена в 1640, издана в 1641) стала образцом идеальной классицистической трагедии с присущим ей торжественным и строгим александрийским стихом [Корнель пользовался им во всех трагедиях, за исключением написанного верлибром «Агесилая» («Agésilas», 1666)], скрупулёзным соблюдением правил, чёткой композиционной структурой. Учитывая сценический успех «Сида», Корнель положил в основу других своих ранних трагедий не общеизвестный миф, а исторический сюжет, перипетии которого стимулируют внимание зрителя. Сюжет «Горация» был заимствован из истории Тита Ливия и выстроен на неразрешимой коллизии любви и патриотического долга, в которой проявляется духовное величие и стоический героизм главных персонажей. Если в «Горации» и в трагедии (с элементами трагикомедии) «Цинна» («Cinna», поставлена в 1642, издана в 1643) Корнель выступил в поддержку абсолютистской формы правления, то в трагедии «Смерть Помпея» («La mort de Pompéе», поставлена в 1643, издана в 1644) он впервые представил власть в негативном свете; эта тенденция усилилась впоследствии в «Никомеде» («Nicomède», 1651), где возник мотив народного бунта.

В перекликающейся с «Медеей» трагедии «Родогуна» («Rodogune», поставлена в 1644, издана в 1647), а также в «Ираклии» («Нéraclius», 1647) заметен переход Корнеля от высокой простоты его ранних трагедий к намеренной усложнённости сюжета, источником которого теперь служат события не римской истории, а восточной. Своего рода христианскую дилогию составляет трагедия об обращении и мученичестве «Полиевкт» («Polyeucte», 1643), навеянная идеями Контрреформации, и трагедия «Теодора» («Théodore», поставлена в 1645, издана в 1646), основанная на легенде, изложенной у святого Амвросия Медиоланского. Пьеса «Дон Санчо Арагонский» («Don Sanche d’Aragon», 1649) стала попыткой создания «среднего» драматического жанра - «героической комедии» с высокопоставленными особами в качестве персонажей. Провал постановки политически злободневной трагедии «Пертарит» («Pertharite», поставлена в 1651, издана в 1653) побудил Корнеля отойти от драматургии и взяться за стихотворный перевод приписываемого Фоме Кемпийскому трактата «О подражании Христу» («Imitation de Jesus Christ», полностью издан в 1656); этот перевод пользовался в 17 веке огромным успехом. Возвращением к театру стала написанная по заказу Н. Фуке трагедия «Эдип» («Œdipe», 1659). Античные мифы были использованы Корнелем в отвечающих эстетике придворного барокко постановочных «трагедиях с машинами» «Андромеда» («Andromède», сочинение 1648, поставлена в 1650, издана в 1651), «Золотое руно» («La toison d’or», поставлена в 1660, издана в 1661), а также в комедии-балете «Психея» («Psyche», 1671; в соавторстве с Ф. Кино и Мольером). В поздних трагедиях Корнель вновь вернулся к римской тематике и изображению конфликта личности и государства: «Серторий» («Sertorius», 1662), «Софонисба» («Sophonisbe», 1663), «Отои» («Othon», 1665; экранизация Ж. М. Штрауба, под названием «Глаза не хотят всякий раз закрываться, или Возможно, однажды Рим всё-таки позволит себе выбирать», 1971) и др. В пьесе «Тит и Береника» («Tite et Berenice», 1670, издана в 1671) Корнель безуспешно пытался соперничать с трактовавшим тот же сюжет Расином. Последняя трагедия Корнеля «Сурена» («Surena, 1674, издана в 1675) отличается простотой сюжета и элегической интонацией.

Корнель - один из создателей европейской трагедии Нового времени, «отец» французского театра, крупнейший драматург и теоретик классицизма. В России творчество Корнеля широко известно с начала 18 века; первые переводы появились в конце 18 века, среди переводчиков - Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин, М. Л. Лозинский.

Соч.: [Рассуждения] // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980; (Euvres completes. 6 éd. Р., 1980-1987. Vol. 1-3; Театр: В 2 т. М., 1984.

Лит.: Балашов Н. И. П. Корнель. М., 1956; Сигал Н. А. П. Корнель. Л.; М., 1957; Litman Т. А. Les comedies de Corneille. Р., 1981; Mallinson G. J. The comedies of Corneille: experiments in the comic. Manchester, 1984; Conesa G. Р. Corneille et la naissance du genre comique, 1629-1636: étude dramaturgique. Р., 1989; Clarke D. Р. Corneille: poetics and political drama under Louis ХШ. Camb.; N. Y., 1992; Vignes М. Corneille: biographie, étude de l’œuvre. Р., 1994; Le Gall А. Р. Corneille en son temps et en son oeuvre: enquête sur un poète de théâtre au 17 siècle. Р., 1997; Большаков В. П. Корнель. Жизненный и творческий путь. М., 2001; Civardi J.-М. La querelle du «Cid», 1637-1638. Р., 2004; Brasillach R. Р. Corneille. Р., 2006; Parisot R. Corneille. Crez-sur-Loing, 2005; Niderst А. Р. Corneille. Р., 2006; Couprié А. «Le Cid» Р. Corneille. Р., 2006; Prigent М. Le héros et l’État dans la tragédie de Р. Corneille. Р., 2008; Picot Е. Bibliographie cornélienne. Naarden, 1967-1968. Vol. 1-2; Le Verdier Р., Pelay Е. Additions а la bibliographie cornélienne. N. Y., 1970.

А. В. Голубков.