Корнель де Лион

Корнель де ЛионКОРНЕЛЬ ДЕ ЛИОН, Корнель из Гааги [Corneille (Cornells; Cornellye) de Lyon; Corneille de la Haye] (между 1500 и 1510, Гаага - похоронен 8.11.1575, Лион), французский живописец-портретист нидерландского происхождения. О периоде обучения и юности художника ничего не известно. Работал в Лионе с 1533. Выявление в конце 1970-х годов авторства портрета Пьера Эмерика (1534, Лувр, Париж) позволило объединить в единый корпус произведений Корнеля де Лиона целый ряд близких к нему по стилистическим характеристикам портретов (всего около 160), находящихся во многих собраниях Европы и США.

В 1533 в Лионе Корнель де Лион исполнил портрет (не сохранился) королевы Элеоноры, второй жены короля Франциска I; в последующие годы приобрёл известность как придворный живописец сначала дофина (с 1541), позднее - королей Генриха II (1548), Франциска II и Карла IX; получил в 1547 французское подданство.

В 1551 году венецианский посол Дж. Капелло описал увиденные им в мастерской художника портреты членов королевской семьи; в 1564 королева Екатерина Медичи посетила художника и восхищалась собственным портретом. Придворная аристократия и богатая лионская буржуазия также обеспечивали мастера заказами портретов; некоторые из них были выгравированы Ж. Ровилем уже в 1553 для книги «Promptuarium iconum», изданной в Лионе. Около 1569 семья Корнеля де Лиона перешла из кальвинизма в католичество.

Реклама

Продолжая портретную традицию Ж. Перреаля, Корнель де Лион, несомненно, испытал влияние фламандской школы и Й. ван Клеве. Все его портреты выполнены маслом на деревянной доске; как правило, они малого формата, фон - всегда нейтральный (голубоватый или оливковый). На протяжении всего творчества художник сохраняет приверженность определённой композиционной схеме (поворот головы в 3/4 реже - анфас, при боковом рассеянном освещении слева). Лучшие портреты Корнеля де Лиона отмечены не столько проникновением в характер модели, сколько эффектной фиксацией её сиюминутного состояния - выражения лица и взгляда; быстрые мазки, тончайшие лессировки оставляют впечатление большой живости и непосредственности при очевидном сходстве, так высоко ценившемся заказчиками. Среди портретов: Анн де Монморанси, маршал Франции (1530-е годы, Музей изящных искусств, Бостон), Екатерина Медичи (1536, частное собрание), Клеман Маро (?) (около 1550, Лувр), «Женский портрет» (королева Клод ?) (около 1540, ГМИИ), Шарль де Ларошфуко (1550-55, Лувр).

Лит.: Bouchot Н. Les Clouet et Corneille de Lyon, d’après des documents inédits. Р., 1892; Dubois de Groër А. Corneille de la Haye dit Corneille de Lyon. Catalogue raisonné. Р., 1996.

М. Л. Ковальков.