Корнелиус Петер (живописец)

КОРНЕЛИУС (Cornelius) Петер фон (23.9.1783, Дюссельдорф - 6.3.1867, Берлин), немецкий живописец. Учился у П. фон Лангера в Академии Художеств в Дюссельдорфе (1798 - около 1805), где преподавал его отец, Алоис Корнелиус (1748-1800). В 1809-11 годах жил во Франкфурте-на-Майне, в 1811-19 - в Риме, где изучал живопись итальянского Возрождения и входил в общество назарейцев; в 1819-21 работал при дворе в Мюнхене. Директор дюссельдорфской (1819-1825), мюнхенской (с 1825), берлинской (с 1841) Академий художеств.

Корнелиус (Cornelius) ПетерВ ранних работах Корнелиуса заметно влияние школы Ж. Л. Давида («Одиссей у Полифема», 1803, Художественный музей, Дюссельдорф). После пребывания в Италии Корнелиус обратился к художественному опыту мастеров итальянского и немецкого Возрождения. Один из главных представителей немецкого романтизма, он создавал монументальные фрески - исполненные в линейно-графической манере и пронизанные театрализованным пафосом исторические, библейские и аллегорические сцены: в Палаццо Дзуккари (или Каса-Бартольди), принадлежавшем прусскому консулу в Риме Я. С. Бартольди (на тему из истории Иосифа, 1816-17; ныне - в Государственных музеях, Берлин); в Глиптотеке (сюжеты из Гесиода и «Илиады» Гомера, 1820-30), Старой пинакотеке (1826-1840) и церкви Людвигскирхе («Страшный суд», 1830-39; все - в Мюнхене); также картоны к неосуществлённым росписям в берлинском семейном захоронении Гогенцоллернов Кампо-Санто (в том числе «Четыре всадника Апокалипсиса», около 1843, ныне - в Государственных музеях, Берлин). В значительной мере подражательное, искусство Корнелиуса сыграло, тем не менее, важную роль в возрождении искусства монументальной фрески в 19 веке. Исполнял портреты, пейзажные рисунки с натуры, иллюстрировал книги: «Фауст» И. В. Гёте (рисунки 1808-11, изданы в гравированном виде в 1816), «Песнь о Нибелунгах» (гравюры на меди, изданы в 1817). Его брат - живописец Ламберт Корнелиус (1778-1823).

Реклама

Лит.: Förster Е. Р. Cornelius: ein Gedenkbuch aus seinem Leben und Wirken. В., 1874. Bd 1-2; Koetschau К. Р. Cornelius in seiner Vollendung. Düsseldorf, 1934; Вüttner F. Р. Cornelius: Fresken und Freskenprojekte. Wiesbaden, 1980-1999. Bd 1-2; MacVaugh R. Е. The Casa Bartholdy frescoes and Nazarene theory in Rome, 1816-1817. Ann Arbor, 1982.