Корнет (музыкальный инструмент)

КОРНЕТ (немецкий - Kornett),

1) духовой музыкальный инструмент; то же, что цинк.

Корнет2) Также корнет-а-пистон (французский cornet-á-piston - корнет с пистонами, или вентилями), духовой амбушюрный инструмент с вентильным механизмом (смотри в статье Вентиль). По конструкции, строю (in В), диапазону, приёмам звукоизвлечения, технике игры близок современной трубе. Создателем его считается С. Штейцель, который впервые продемонстрировал свой инструмент в Париже в 1830 году. Корнет появился в результате экспериментов с хроматическим инструментом, который обладал бы мягким и одновременно блестящим звуком и подвижной техникой. Преимущества корнета перед первыми хроматическими трубами с тяжёлым негибким звуком способствовали быстрому его признанию у современников. В 19 веке корнет часто вводился в партитуры, им пользовались Дж. Мейербер, Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков; в симфоническом оркестре чаще всего соединялись 2 корнета с 2 натуральными трубами. Ныне корнет используется только в духовом оркестре. В симфоническом оркестре партии корнета исполняются на современных хроматических трубах, которые способны давать такой же нежный бархатный звук, как и корнет. Классические образцы соло на корнете - «Неаполитанский танец» из 3-го действия балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Танец балерины» из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Выдающиеся корнетисты: парижский музыкант Ж. Б. Арбан (автор «Полной школы для корнет-а-пистона и саксгорна», изданной в 1864, концертных пьес салонного характера), основатель американской школы Г. Кларк (конец 19 – начало 20 века); в России - В. В. Вурм (2-я половина 19 века, автор «Школы для корнета с пистонами», изданной в 1929), его ученик А. Б. Гордон (автор этюдов), М. П. Адамов (конец 19 - 1-я треть 20 века).

Лит.: Усов Ю. А. Труба. 2-е изд. М., 1989.

Ю. А. Усов.