Корнгольд Эрих Вольф­ганг

КОРНГОЛЬД (Korngold) Эрих Вольфганг (29.5.1897, Брюнн, Австро-Венгрия - 29.11.1957, Лос-Анджелес, США), австрийский композитор, дирижёр и пианист. С 1901 года жил в Вене. Игре на фортепиано учился у А. фон Цемлинского, брал уроки композиции у Р. Фукса и Г. Греденера. В 1911 дебютировал как пианист в Берлине. Первые сочинения (кантата «Золото», 1906; балет-пантомима «Снеговик», поставлен в 1910 в Венской придворной опере, и др.) получили высокую оценку Г. Малера, Р. Штрауса и Дж. Пуччини, оказавших влияние на творчество Корнгольда. Произведения Корнгольда исполняли пианист А. Шнабель, дирижёры Б. Вальтер, А. фон Никиш, Ф. Вейнгартнер. С 1914 сочинял оперы, среди которых: «Кольцо Поликрата», «Виоланта» (обе 1916, Мюнхен), «Мёртвый город» (1920, Гамбург и Кёльн; вошла в мировой репертуар), «Чудо Элианы» (1927, Гамбург), «Безмолвная серенада» (1954, Дортмунд); всего создал 16 музыкально-сценических произведений (включая обработки австрийских и французских оперетт). В 1929-41 сотрудничал с М. Рейнхардтом в театре и кино (фильм «Сон в летнюю ночь», 1935).

Реклама

В 1920-30-е годы был одним из самых популярных австрийских композиторов, среди сочинений этого периода - Концерт для фортепиано (для левой руки) с оркестром (1923; 1-й исполнитель - П. Витгенштейн). В 1917 начал дирижёрскую деятельность, в 1927-36 дирижёр Венской государственной оперы. С 1927 преподавал в Венской академии музыки и сценического искусства (с 1931 профессор музыкальной теории и руководитель оперного класса). После аншлюса (1938) подвергся запрету на профессиональную деятельность (в связи с «неарийским происхождением»), эмигрировал в США (гражданин с 1943). Выступал как дирижёр, с 1942 руководил постановками оперетт в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В США им были написаны: Концерт для скрипки с оркестром (1945, посвящён Я. Хейфецу), Симфоническая серенада (1947, впервые исполнена в 1950 в Вене под управлением В. Фуртвенглера), музыка к 19 фильмам, среди них: «Энтони Эдверс», «Приключения Робин Гуда» (премия «Оскар» в номинации «лучшая музыка для кино», 1938).

Представитель позднего романтизма, яркий мелодист, Корнгольд использовал приёмы музыкальной звукописи, стилистику венского вальса и джаза. Большинство сценических произведений Корнгольда построено на контрасте между реальным и вымышленным (музыкальными средствами он стремился передать погружение героев в сферу подсознательного и мистического). Корнгольд зачастую противопоставлял себя авангарду, сочинил «4 маленькие карикатуры для детей» (1931) - пародии на А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока и П. Хиндемита. Творчество Корнгольда вновь обрело популярность в 1980-е годы, ему посвящён Зальцбургский фестиваль 2004.

Лит.: Korngold L. Е. W. Korngold. W., 1967; Blickensdorfer S. Е. W. Korngold: Opern und Filmmusik. W., 1993; Duchen J. Е. W. Korngold. L., 1996; Turco М. Т. Е. W. Korngold. Verona, 1997; Рöllmann Н. Е. W. Korngold: Aspekte seines Schaffens. Mainz; N. Y., 1998; Wegner D. Studien zu den Musikquellen von Е. W. Korngolds Oper «Das Wunder der Heliane». Hildesheim u.а., 2007; Wagner G. Korngold: Musik ist Musik. В., 2008.

Л. А. Полётова.

Связанные статьи