Коро Камиль

КОРО (Corot) Камиль (Жан Батист Камиль) (17.7.1796, Париж - 22.2.1875, Виль-д’Авре), французский живописец. Первоначально обучался профессии суконщика. Живописью начал заниматься с 1822 года под руководством А. Э. Мишаллона и Ж. В. Бертена (последователей теоретика неоклассического пейзажа П. А. де Валансьена), что определило предпочтение пейзажного жанра в творчестве Коро. Окончательное формирование его творческой манеры происходило в период пребывания в Италии в 1825-28. Ранние итальянские работы с натуры (этюды) - уже живые, яркие образы природы, своим анализом света и валёров близкие барбизонской школе («Мост Нарни», 1826, Лувр, Париж). Стремление к созданию идеализированного классического пейзажа воплотилось в работах «Вид в Нарни» (1826-27, Национальная галерея Канады, Оттава) и «Ла Червара» (1827, Кунстхаус, Цюрих).

Коро (Corot) КамильПо возвращении из Италии Коро испытал влияние Дж. Констебла. Он изучал на пленэре разнообразные мотивы и изменчивые эффекты («Онфлёр. Распятие», 1830, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Вид Женевы», 1834, Художественный музей, Филадельфия); писал также портреты. Обратился к жанру «мифологического пейзажа», привлекавшего Коро своим «вневременным» характером: «Агарь» (1835), «Диана и Актеон» (1836; обе - Метрополитен-музей), «Силен» (1838, Институт искусств, Миннеаполис). Позднее Коро освобождается от условности академизма и обращается к поэтическому пейзажу настроения, где человеческие фигуры органично вплетены в изображение природы, подчиняясь общей гармонии и во многом её определяя («Пастушок», 1840, Музеи Кур-д’Ор, Мец, и др.). Используя предварительные этюды на пленэре, Коро создаёт синтетические образы природы, соответствующие состоянию души - её воспоминаниям, переживаниям, впечатлениям; некоторые его работы наделены символическим смыслом («Утро. Танец нимф», 1850, Музей Орсе, Париж; «Воспоминание о Мортефонтене», 1864, Лувр; «Счастливый остров», 1865-68, Художественный музей, Монреаль). Новая живописная манера Коро характеризуется исключительно тональностью и валёрами, на что обратил внимание Ш. Бодлер, признававший у Коро скорее «дар гармонии, нежели цвета». Выстроенная на валёрных соотношениях тонов цветовая гамма многих работ Коро, часто почти монохромная, производит цельное поэтическое впечатление («Утро», «Вечер», обе 1865-70, Музей Орсе; «Мост в Манте», 1868-70, Лувр; «Пастораль», 1873, Художественная галерея и Музей Келвингров, Глазго). Стремясь передать в этюдах впечатление от видимого, Коро иногда предвосхищает импрессионизм («Въезд в деревню рядом с Бове», 1850-1855, Лувр).

Реклама

Коро (Corot) КамильЗначительное внимание Коро уделяет работе над женской фигурой в пейзаже, часто персонифицирующей состояние природы, время дня («Пейзаж с женскими фигурами», 1859, частное собрание, Париж). Одновременно женский образ находит воплощение в ряде высокопоэтичных произведений, близких камерным образам Я. Вермера и других старых мастеров, - «Женщина с жемчужиной» (1858-1868, Лувр), «Письмо» (1865, Метрополитен-музей), «Мастерская Коро» (1865-1868, Национальная галерея искусства, Вашингтон), «Женщина в голубом» (1874, Лувр) и др. Эти работы свидетельствуют также о восприимчивости Коро к новым веяниям в живописи (Э. Мане, Дж. Уистлер).

В поздний период Коро усиливает интенсивность выразительных средств, нередко драматизирует пейзаж («Порыв ветра», 1864-73, ГМИИ; «Гамлет и могильщик», 1873-74, Музей Ордрупгор, близ Копенгагена); изменяется и его палитра - мастер допускает полихромию, увлекается яркими красками экзотичного  восточного костюма («Одалиска», 1871-73, частное собрание, Цюрих, и др.). Пленэрные изыскания Коро, как и поздние женские портреты, оказали значительное влияние на французское искусство 2-й половины 19 - начала 20 века; среди его почитателей были импрессионисты, позднее - Х. Грис и П. Пикассо.

Лит.: Robaut А., Moreau-Nélaton Е. L’Œuvre de Corot. Catalog raisonné... Р., 1905-1956. Vol. 1-7; Коро - художник, человек: Документы. Воспоминания. М., 1963; Алпатов М. В. Коро. М., 1984; Hours-Miedan М. J. В. С. Corot. N. Y., 1984; Leymarie J. Corot. Gen., 1985; Galassi Р. Corot in Italy. New Haven; L., 1991; Corot, 1796-1875. Р.’, 1996; Poтarède V. Corot. Р., 1996; Sérullaz А. Corot. (Cat.). Р., 2007.

М. Л. Ковальков.