Королевский Балет Великобри­тании

КОРОЛЕВСКИЙ БАЛЕТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, Королевский балет (The Royal Ballet), национальная балетная труппа Великобритании. Возникла на основе Академии хореографического искусства - балетной школы, которую в 1926 году в Лондоне открыла Н. де Валуа. Датой основания труппы (первоначальное название - «Вик-Уэллс балле») считается 5.5.1931, когда состоялся её первый официальный спектакль. В 1942 году труппа получила название «Сэдлерс-Уэллс балле» (выступала в театре «Сэдлерс-Уэллс»), Ведущей балериной до 1935 года была А. Маркова, позднее - М. Фонтейн. Репертуар включал балеты Валуа («Карьера мота» Г. Гордона, 1935; «Шах и мат» А. Блисса, 1937), Ф. Аштона («Видения» на музыку  Ф. Листа, 1936; «Конькобежцы» на музыку  Дж. Мейербера, 1937), Р. Хелпмена («Гамлет» на музыку  П. И. Чайковского, 1942; «Чудо в Горбалсе» Блисса, 1944) и др. Бывший режиссёр Мариинского театра Н. Г. Сергеев, основываясь на петербургских оригиналах, поставил «Коппелию» Л. Делиба (1932), «Жизель» А. Адана, «Щелкунчика» и «Лебединое озеро» Чайковского (все 1934), «Спящую красавицу» Чайковского (1937). Т.о., впервые на Западе были целиком воспроизведены спектакли, созданные в 19 веке в России или сохранявшиеся в репертуаре русского театра. Начало мировой славе труппы положила многоактная версия «Спящей красавицы», созданная в 1946 году на основе балета М. И. Петипа Сергеевым, Аштоном и Валуа. С 1946 года труппа выступает в здании лондонского театра «Ковент-Гарден», с 1957 носит название «Королевский балет».

Реклама

Королевский Балет Великобри­танииВ 1950-х годах наряду с балетами Н. де Валуа и Ф. Аштона в афише появились постановки Дж. Кранко и К. Макмиллана. К этому времени определились черты, отличавшие стиль Королевского балета Великобритании от большинства западных трупп. В репертуаре преобладают многоактные сюжетные классические и современные балеты. Особенности английского исполнительского стиля - внимание к актёрской игре, лиризм и сдержанность, при которой виртуозность не слишком акцентируется. Новый этап связан с появлением в труппе в 1962 Р.Х. Нуреева, ставшего постоянным партнёром М. Фонтейн.

В 1963-70 труппой руководил Ф. Аштон, в 1970-77 - К. Макмиллан, в 1977-1986 - Н. Моррис, в 1986-2001 - А. Доуэлл, с 2002 - М. Мейсон. На рубеже 20-21 века репертуар пополнили постановки Дж. Баланчина, У. Форсайта, Т. Тарп, Н. Р. Макаровой, М. Н. Барышникова, молодых английских хореографов Д. Бинтли, К. Уилдона, У. Такетта, М. Харта и др. Среди артистов труппы в разное время: Л. Сеймур, А. Сибли, Дж. Пенни, У. Иглинг, Д. Уолл, Д. Бассел, И. Д. Мухамедов, А. Ферри, Й. Кобборг.

Труппа Королевского балета Великобритании в разные годы создавала филиалы: «Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле» (1940-е годы), «Хореографическая группа Сэдлерс-Уэллс» (1953-55), «Гастролирующая труппа Королевского балета» (1957-70), «Балет для всех» (1964-76), «Новая группа Королевского балета» (1970-76), «Королевский балет Сэдлерс-Уэллс» (1976-90, с 1990 Бирмингемский королевский балет).

Лит.: Рославлева Н. П. Английский балет. М., 1959; The ballet in Britain / Ed. Р. Brinson. L., 1962; Clarke М. The Sadler’s Wells Ballet. N. Y., 1977; Valois N. de. Come dance with me: а memoir. 1898-1956. N.Y., 1980; Bland А. The Royal Ballet: the first fifty years. L., 1981; Walker К. S., Woodcock S.С. The Royal Ballet: а picture history. 2nd ed. L., 1986; Walker К. S. N. de Valois: idealist without illusions. L., 1987; Vaughan D. F. Ashton and his ballets. 2nd ed. L., 1999.

Е. Я. Суриц.