Корпоративизм
КОРПОРАТИВИЗМ (позднелатинский corporatio - объединение, сообщество),
1) чувство принадлежности к определённой корпорации, предполагающее согласие индивида подчиняться корпоративным нормам, ценностям (корпоративной этике), отстаивать интересы корпорации (корпоративная солидарность). Корпоративизм отвечает внутренней потребности человека в групповой идентичности.
2) Система социальных отношений, при которой организованные группы интересов - корпорации - выходят на уровень прямого диалога с государством как политическим институтом. В рамках корпоративизма значимые решения принимаются и реализуются на основе договорённостей между государственными элитами и наиболее влиятельными корпоративными группами (бизнес-корпорациями, профсоюзами, профессиональными ассоциациями и т.д.). Индивиды влияют на эти решения, будучи членами корпораций, выбирая корпоративные органы и входя в них. Корпоративизм является системой функционального (не опосредованного прямыми политическими выборами) представительства групп интересов. Он в определённой мере противостоит идеальным каноническим моделям либеральной демократии, свободного рынка и гражданского общества. Так, В. Зомбарт считал корпоративизм характеристикой строя, идущего на смену либеральному буржуазному обществу.
Реклама
В своих исторических истоках корпоративизм восходит к цеховой организации средневекового производства, автономии профессиональных гильдий от власти, в своих теоретических основаниях - к «общественному договору» Ж. Ж. Руссо, «Философии солидарности» французского политического деятеля Л. Буржуа (1902), доктрине католического корпоративизма папы Римского Льва XIII и др.
В разных социальных условиях корпоративизм принимает весьма различные формы. Тоталитарный корпоративизм предполагает разрешение конфликта интересов на основе жёсткого государственного и идеологического контроля над различными корпоративными группами, принудительного объединения работников и предпринимателей в полностью зависимые от государства отраслевые (профессиональные) корпорации. Эти корпорации, в свою очередь, заменяют или контролируют представительные органы гражданского общества («корпоративное государство» Б. Муссолини и А. Салазара). Олигархическая разновидность корпоративизма формируется при концентрации основных ресурсов и собственности у немногочисленных финансово-экономических групп, сращивающихся с политической и административной элитами; органическим элементом такой системы является коррупция. Бюрократический корпоративизм имеет место в условиях сильной административной власти, когда согласование интересов между различными социальными и политическими силами достигается на основе имеющихся у них связей в администрации; не причастные к «административному ресурсу» группы лишены возможности реально участвовать в принятии решений. Государственный корпоративизм характеризуется доминирующим положением государства по отношению к бизнес-субъектам.
Либеральный (социетальный) корпоративизм, получивший в 1970-е годы наименование «неокорпоративизм» (Ф. Шмиттер), характеризуется функциональным согласованием интересов государства и различных секторов общественной и экономической деятельности в условиях развитых современных демократий. Представительство групповых интересов осуществляется корпоративными организациями, которым придано (иногда самим государством) особое, нередко монопольное, право выступать от имени определённой общественной силы, что способствует вхождению лидеров таких представительств во властную элиту. В либеральном корпоративизме автономия корпораций сочетается с автономией государственных ведомств, легитимизирующих принятие решений: как правило, правительство вырабатывает и реализует социальную и экономическую политику на основе переговоров с лидерами наиболее значимых профсоюзов и организаций работодателей. Возможными негативными последствиями либерального корпоративизма являются широкая практика лоббизма, усиление государственного патронажа над экономическими структурами и общественными организациями, превращающимися в «приводной ремень» реализации государственных интересов. Неокорпоративизм, наиболее последовательно реализованный в Австрии, играет важную роль в Дании, Норвегии, Швейцарии, Нидерландах, Японии, Австралии и других развитых демократиях.
Лит.: Trends towards corporatist intermediation. L., 1979; Patterns of corporatist policy making. L., 1982; Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. №2; Schmitter Ph., Grote J. The corporatist sisyphus: past, present and future. San Domenico; Firenze, 1997; Wiarda Н. I. Corporatism and comparative politics: the other great «ism». Armonk; L., 1997; Лафферти У. Мировой капитализм, управляемость и общество // Полис. 1998. №5; Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999; Перегудов С. Крупная российская корпорация как социально-политический институт. М., 2000; он же. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М., 2003; Кривошеева В. Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика // Социологические исследования. 2004. №6.
О. О. Савельева.