Корреджо

КОРРЕДЖО (Correggio; настоящее имя и фамилия Антонио Аллегри, Allegri) (около 1489, Корреджо - 5.3.1534, там же), итальянский живописец, представитель пармской школы. Учился у своего дяди Лоренцо Аллегри (?-1527) и моденского художника Ф. Б. Феррари. В ранний период испытал влияние перспективных экспериментов А. Мантеньи. Возможно, участвовал в росписи надгробной капеллы Мантеньи в церкви Сант-Андреа в Мантуе (1-я половина 1510-х годов, Епархиальный музей, Мантуя). О формировании собственного стиля свидетельствуют картины «Мистическое обручение св. Екатерины со св. Себастьяном» (1510-1515, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонна со св. Франциском» (около 1515, КГ, Дрезден), в которых, помимо близости формам Мантеньи, чувствуется знание приёмов сфумато, разработанных Леонардо да Винчи. Из ранних портретов Корреджо известен поколенный «Женский портрет» (предположительно Вероники Гамбара; около 1518, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Около 1518-19 Корреджо, вероятно, побывал в Риме; знакомство с работами Рафаэля и Микеланджело придало монументальность его манере.

Реклама

Корреджо Около 1519 года Корреджо обосновался в Парме, где сразу получил заказ на исполнение фресок в женском монастыре Сан-Паоло (1519-1520). В основе гуманистической программы цикла, составленной настоятельницей Джованной да Пьяченца, лежат образы античной мифологии, связанные (благодаря сложной системе аллюзий) с христианскими добродетелями. Корреджо превратил небольшую комнату в беседку-перголу, в зелени которой резвятся путти с охотничьими атрибутами. У основания зонтичного свода с 16 делениями изображены аллегорические фигуры в технике гризайля, над камином - богиня Диана. Традиции перспективного иллюзионизма А. Мантеньи доведены у Корреджо до совершенства в росписях куполов пармского собора («Вознесение Богоматери», 1526-30) и бенедиктинской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста («Видение Иоанна Евангелиста», 1520-23), где использован композиционный приём «воздушной воронки» со светящимся центром, окружённым многочисленными фигурами. В динамичном построении и активной игре светотени росписей предвосхищены черты барокко. Современники насторожённо восприняли роспись купола собора, получившую, однако, высокую оценку Тициана.

Корреджо В алтарных образах начала 1520-х годов («Noli me tangere», около 1525, Прадо, Мадрид) Корреджо более традиционен и стремится сохранить гармоничный строй живописи Высокого Возрождения. В более поздних станковых произведениях он всё чаще увлекается маньеристическим приёмами, усиливая светотень и используя резкие ракурсы фигур («Оплакивание», 1524; «Мадонна со св. Иеронимом», 1527-28; обе - Национальная галерея, Парма). К этому периоду относится одна из первых «ночных сцен» в итальянском искусстве - «Рождество» (около 1530, КГ, Дрезден). Для мифологических картин Корреджо характерны световые и пластические контрасты, внешнее изящество форм («Венера, сатир и купидон» около 1524-25, Лувр; «Обучение Купидона», 1525, Национальная галерея, Лондон), погружение в чувственную стихию (работы из цикла «Любовь Юпитера», выполненного около 1531-32 для мантуанского герцога Ф. Гонзага: «Леда», Государственные музеи, Берлин; «Даная», Галерея и музей Боргезе, Рим; «Юпитер и Ио» и «Зевс и Ганимед», обе - Художественно-исторический музей, Вена).

Творчество Корреджо относится к этапу Высокого Возрождения, однако демонстрирует постепенное нарастание маньеристических черт. Виртуозность перспективной живописи сочетается у Корреджо с образной эмоциональностью, а диапазон художественных интонаций простирается от идиллической камерности до грандиозной пространственной всеохватности. Малоизвестный при жизни, Корреджо был почитаем мастерами барокко и основоположниками академизма братьями Карраччи.

Лит.: Gronau G. Correggio. Stuttg.; Lpz., 1907; Venturi А. Mostra del Correggio. (Cat.). Parma, 1935; Popham А. Е. Correggio’s drawings. L., 1957; Panofsky Е. The iconography of Correggio’s Camera Di San Paolo. L., 1961; Opera completa del Correggio / Ed. А. Bevilacqua, А. Quintavalle. Mil., 1970; Ротенберг Е. И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. 2-е изд. М., 1974; Gould С. Н. М. The paintings of Correggio. L., 1976; Il Correggio е la Camera di San Paolo. (Cat.) / А cura di F. Barocelli. Mil., 1988; Smyth С. Correggio’s frescoes in Parma cathedral. Princeton, 1997; Скьянки Л. Ф. Корреджо. М., 1999; Riccòmini Ε. Correggio. Mil., 2005; Correggio е l’antico. (Cat.). Roma, 2008.

Н. Ю. Чамина.