Кортасар Хулио

Кортасар (Cortázar) ХулиоКОРТАСАР (Cortázar) Хулио (26.8.1914, Брюссель - 12.2.1984, Париж), аргентинский писатель. Родился в семье сотрудника аргентинского торгового представительства. С 1918 года в Аргентине; детство провёл в пригороде Буэнос-Айреса. Окончил педагогический колледж (1935), учился на факультете филологии и философии университета Буэнос-Айреса, который не закончил из-за финансовых трудностей. Работал учителем в провинциальных школах. В 1944 преподавал историю литературы в университете города Мендоса. В 1946-48 служил в Книжной палате Аргентины. Получив стипендию французского правительства, в 1951 уехал в Париж, где жил вплоть до кончины. Работал переводчиком в ЮНЕСКО. Выступал как сторонник социалистических движений в Сальвадоре, Чили, Никарагуа и других странах Латинской Америки, против военной диктатуры в Аргентине. Лишённый аргентинского гражданства, Кортасар в 1981 году принял французское подданство.

Дебютировал в литературе поэтическим сборником «Присутствие» («Presencia», 1938, под псевдонимом Хулио Денис), отразившим влияние французской символистской поэзии. Среди наиболее значительных произведений Кортасара аргентинского периода: опубликованный в 1946 Х. Л. Борхесом рассказ «Захваченный дом» («Casa tomada»), позднее включённый Кортасаром в сборник рассказов «Бестиарий» («Bestiario», 1951; в русском переводе также известен под названием «Зверинец»); написанная ритмизованной прозой драма «Короли» («Los reyes», 1949), в которой своеобразно переработан миф о минотавре; романы «Дивертисмент» («Divertimento», 1949) и «Экзамен» («Examen», 1950; оба опубликованы в 1986); эссе о творчестве Дж. Китса, заметки по теории и истории литературы. На формирование творческой манеры Кортасара заметное влияние оказали сюрреализм, экзистенциализм, «новый роман», проза Борхеса, М. де Унамуно, Х. Ортеги-и-Гассета, а также антропологические исследования Л. Леви-Брюля. Выражением поэтологических идей Кортасара стали книга «Теория туннеля» («Teoríа del túnel», 1947),эссе «Заметки по поводу одной поэтики» («Para una poética», 1954) и «Будка хамелеона» («Casilla del camaleón», 1967), книга «Клеточка Морелли» («La casilla de los Morelli», 1973). По мнению Кортасара, литература даёт возможность преодолеть деспотизм разума в пользу интуитивного познания действительности; писатель-«хамелеон», вечно изменяясь в соответствии с избранной темой, должен стать посредником между человеком и полным загадок миром; сознательно игнорируя рациональные способы объяснения действительности, он демонстрирует не подчиняющуюся логике таинственность мироздания.

Реклама

Практической реализацией этих идей стали снискавшие большую популярность сборники рассказов: «Конец игры» («Final del juego», 1956), «Тайное оружие» [«Las armas secretas», 1959; рассказ «Слюни дьявола» («Las babas del diablo») получил особую известность благодаря экранизации М. Антониони - фильм «Фотоувеличение», 1967], «Истории хронопов и фамов» («Historias de cronopios у de famas», 1964). В рассказах Кортасара фантастическое начало, внезапно проявляясь в обыденной жизни, приводит персонажей к сомнению в адекватности их представлений о реальности.

В своём первом романе «Выигрыши» («Los premios», 1960), отличающемся напряжённым приключенческим сюжетом и насыщенной символикой, Кортасар представил панораму жизни всех слоев аргентинского столичного общества. Всемирную известность получил экспериментальный роман Кортасара «Игра в классики» («Rayuela», 1963), в котором сюжетное повествование сочетается с размышлениями о природе словесного творчества. Новаторский характер романа заключается в его «нелинейности»: каждая глава представляет собой законченное целое, читать их можно в произвольном порядке. Апеллирующий к 62-й главе «Игры в классики» роман «62. Модель для сборки» («62. Modelo рага агmar», 1967) предстаёт как пронизанная многочисленными намёками, отсылками и ассоциациями головоломка, ключ к прочтению которой должен найти читатель. Раскрытие игровой природы самого акта чтения, предполагающего активное соучастие читателя в конструировании смысла, сделало романы Кортасара одним из самых ярких достижений литературного постмодернизма.

В рассказах сборника «Все огни - огонь» («Todos los fuegos el fuego», 1966) Кортасар размышлял о соотношении европейского и американского типов мировосприятия. Книги «В 80 мирах вокруг одного дня» («La vuelta al díа en ochenta mundos», 1967) и «Последний раунд» («Último round», 1969) демонстрируют увлечение Кортасара формальными экспериментами (применение техники потока сознания и коллажа). Интерес Кортасара к политическим вопросам проявился в поднимающем тему насилия и власти экспериментальном романе «Книга Мануэля» («Libro de Manuel», 1973), где описана деятельность революционеров-подпольщиков и затронута проблема терроризма как способа борьбы за свои права. Роман имеет сложную формальную структуру; в нём применяются разные шрифты, используется техника коллажа, совмещающего различные пласты речевой реальности и создающего эффект «всеохватности» текста. Основные темы сборников рассказов «Восьмигранник» («Octáedro», 1974), «Тот, кто бродит вокруг» («Alguien que anda рог ahí», 1977), «Мы так любим Гленду» («Queremos tanto а Glenda», 1980), «Вне времени» («Deshoras», 1982) - любовь, власть и смерть как неконтролируемые экзистенциальные силы. Последними прижизненными публикациями Кортасара стали антология написанных в разные годы стихотворений «Только сумерки» («Salvo el crepusculo», 1984; собрана самим Кортасаром), а также сборники эссе на политические темы, в том числе «Автонавты космострады» («Los autonautas de la cosmopista», 1982), «Никарагуа, беспощадно нежный край» («Nicaragua tan violentamente dulce», 1983).

Большинство произведений Кортасара переведено на русский язык. Первые переводы появились в начале 1970-х годов.

Соч.: Другое небо. Рассказы. М., 1971; Избранное. М., 1979; Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1992; Я играю всерьез...: Эссе, рассказы, интервью. М., 2002; Obras completas. Barcelona, 2005. Vol. 1.

Лит.: Boldy S. The novels of J. Cortázar. Camb.; N. Y., 1980; Mora Valcáárcel de С. Teoria у práctica del cuento en los relatos de Cortázar. Sevilla, 1982; Кутейщикова В. Н., Осповат Л. С. Поиски и открытия Х. Кортасара // Кутейщикова В. Н., Осповат Л. С. Новый латиноамериканский роман, 50-70-е гг. 2-е изд. М., 1983; Terramorsi В. Le fantastique dans les nouvelles de J. Cortázar: rites, jeux et passages. Р., 1994; Yurkievich S. J. Cortázar: mundos у modos. Madrid, 1994; Silva-Сáceres R. L’arbre aux figures: etude des motifs fantastiques dans l’oeuvre de J. Cortázar. Р., 1996; Stavans I. J. Cortázar: а study of the short fiction. N. Y.; L., 1996; Goloboff G. М. J. Cortázar: la biografíа. В. Aires, 1998; Вοngers W. Schrift, Figuren: J. Cortazar transtextuelle Ästhetik. Тüb., 2000; Martyniuk С. Imagen de J. Cortázar. В. Aires, 2004.

Л. Г. Хорева.