Коряки

КОРЯКИ, народ в России, коренное население Камчатского края. Численность 8,7 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Камчатском крае - 7,3 тысячи человек (из них 6,7 тысяч человек в бывшем Корякском автономном округе), в Магаданской области - 0,9 тысяч человек. Около 3 тысяч человек живёт в городах. Говорят в основном на русском языке, свыше 3 тысяч человек сохраняют корякский язык, около 1 тысячи человек - алюторский язык. Верующие - православные, в конце 20 века распространяется протестантизм; сохраняются традиционные культы.

Разделялись на береговых коряков (нымыланы, самоназвание - нымылъын, нымылъу) - оседлых рыболовов и охотников на морского зверя - и тундровых коряков (чавчувены, самоназвание - чавчыв, чавчывав, буквально - оленевод) - кочевых оленеводов. Среди береговых коряков выделялись территориальные группы: каменцы (побережье Пенжинской губы), паренцы (река Парень на северо-востоке полуострова Тайгонос), итканцы (сёла Верхняя, Средняя и Нижняя Иткана на востоке полуострова Тайгонос), паланцы (северо-западное побережье Камчатки между сёлами Усть-Воямполка и Лесная), алюторцы (северо-восточное побережье Камчатки между сёлами Тымлат и Олюторка), карагинцы (побережье Карагинского залива между сёлами Ука и Тымлат), апукинцы (низовья реки Апука). Между приморскими и кочевыми коряками, между коряками и чукчами до 1780-х годов происходили военные столкновения. Первые упоминания о коряках в русских документах относятся к 1630-40-м годам, тогда же впервые появляется и этноним коряки (вероятно, от корякского хора - олень).

Реклама

КорякиТрадиционная культура типична для народов Северо-Востока России (смотри в статье Народы и языки в разделе Россия). У каменцев, паренцев, итканцев преобладал зверобойный промысел, у карагинцев, оседлых алюторцев, паланцев, апукинцев - прибрежное рыболовство. У чавчувенов оленеводство крупнотабунное (до 10 тысяч голов) чукотско-корякского типа; небольшие (до 1000 голов) табуны держали алюторцы. У чавчувенов была распространена оленья упряжка чукотско-корякского типа (один или два оленя, запряжённые в дугокопыльные нарты); у оседлых - собачья упряжка цугом с нартами  восточносибирского типа. С появлением русских оседлые коряки стали держать лошадей, которых использовали под вьюк летом. По воде передвигались в байдарах, каяках, долблёных лодках (бат). Были распространены обработка дерева, кости, металла, камня (каменные топоры и наконечники копий использовались до начала 20 века, скребки - до настоящего времени), плетение и выделка шкур, у паренцев в селе Парень - кузнечество (ножи). В древности было известно гончарство. Одежда (кухлянка) глухого покроя: мужская - северо-восточного типа, женская - чукотско-камчатского; женщины носили двойной меховой комбинезон (керкер). Погребальная одежда шилась из белых оленьих шкур. Развиты меховая мозаика, вышивка, резьба по кости и рогу, тиснение по бересте. Орнамент северо-сибирского и северо-азиатского типов; ряд мотивов заимствован у айнов (парная спираль). Жилище оленеводов - яранга (чавчувенское яян’а, алюторское раран’а), оседлых коряков - 8-угольная полуземлянка с летним входом через коридор, зимним - через дымовое отверстие в кровле. В одном жилище обитало несколько нуклеарных семей. Около середины 18 века у русских были заимствованы срубные дома. Стойбище включало около 3-4 яранг, поселения оседлых коряков («острожки») были укреплены. Некоторые поселения возглавлялись мужчиной из клана основателей (ным’елген-ан - хранитель места). Счёт родства патрилинейный. Система терминов родства бифуркативного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Термины для свойственников используются в обращении к пожилым. Браки заключались внутри одной локальной группы. Брак патрилокальный, практиковались умыкание и отработки за жену, многожёнство, обмен жёнами, левират и сорорат.

КорякиБыли распространены: культы священных мест (аппапель) и камней (аняпель) - семейных оберегов, используемых для гадания; антропоморфные доски для добывания огня, амулеты, предметы, символизирующие предков, родовые идолы (ным’елген), семейные изображения предков с отверстиями для «кормления»; жертвоприношения собак и оленей. Существовал шаманизм. Сезонные праздники: у оленеводов - весенний праздник Рогов (Кильвей), осенний праздник забоя оленей, у оседлых - весенний праздник Байдары, осенний праздник Нерпы (Хололо, или Ололо); ранее были известны Китовые праздники. Устраивались церемонии по случаю добычи на охоте медведя, снежного барана и пр. с обрядовыми плясками, представляющими подражания движениям животных и птиц.

КорякиУстное творчество. Сохраняются мифы о творце Ан’ан’ (Этыны) и его антагонисте - вредоносном существе Нэн’вэтгыйн’ыне, о демиурге Вороне (Куйкынняку, Куткынняку). Лирическое пение (куликул) объединяет жанры именной песни (синкин куликул) и родовой песни (иколэяван куликул), которые распеваются на локальные и семейные напевы - разные у различных групп коряков. Именные песни создаются в детстве, зрелости и старости, некоторые носители традиции имеют более 10 личных мелодий. Праздничное пение отличается от пения «для себя», сопровождается игрой на бубне, выкриками и свистом. Наиболее архаическая часть вокального наследия - речитативные вставки в мифах о Вороне. В речитативной манере интонируются чакчечанг - ласкательные напевы для детей, в своеобразной манере карвэллу (с вибрацией маленького язычка) - колыбельные. Песни от имени духов исполняются шаманом в состоянии транса (йурхьайн, буквально - петь дурным голосом). Женские «горловые игры» в виде так называемого горлохрипения на вдох и на выдох (звукоподражания животным и птицам и др.) сопровождают сольные и групповые танцы на сезонных праздниках (ангыт хололо); имеют локальные различия. Музыкальные инструменты: аэрофоны из пера птицы, из бересты, стебля пустотелого растения и др. (гэйнгэчгын, гэйнгэвыткунен, гэйнгэткучгын), гуделки (в том числе талив - обрядовый инструмент на сезонном празднике); идиофоны (в том числе металлический систр конгконгпэль - атрибут шамана); большой бубен (яяй) с узкой обечайкой, внутренней крестовидной рукояткой и подвесками, на котором играют колотушкой. В современной художественной самодеятельности распространены сибирский дуговой варган хомус, завезённые русскими гармоника и балалайка. Устная культура коряков развивается народными коллективами в населённых пунктах Палана, Лесная, Карага, Оссора, Тиличики и др. Профессиональная сценическая интерпретация корякского фольклора - в репертуаре танцевального ансамбля «Мэнго» (основан в 1974, с 1999 государственный академический).

КорякиВ 20 веке развивается профессиональная фигурная резьба по кости, изобразительное искусство.

Лит.: Jochelson W. The Koryak. Leiden; N. Y., 1908. N.Y., 1975; Czaplicka М. А. Aboriginal Siberia: а study in social anthropology. Oxf., 1914; Васильевский Р. С. Происхождение и древняя культура коряков. Новосиб., 1971; Антропова В. В. Культура и быт коряков. Л., 1971; Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973; Шейкин Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск, 1996; он же. История музыкальной культуры народов Сибири. М., 2002; Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. СПб., 2000; Rethmann Р. Tundra Passages: history and gender in the Russian Far East. University Park, 2001.

Ε. П. Батьянова; Ю. И. Шейкин (устное творчество).