Косма и Дамиан

КОСМА И ДАМИАН (Кοσμᾷς ϰᾷς Δαμιανός οί Аνάργυροι), христианские святые, чтимые как безмездные целители (бессребреники), братья.

Косма и ДамианФакты почитания Космы и Дамиана в различных местностях под разными датами отмечает уже мартиролог блаженный Иеронима (начало 5 века). Почитание Космы и Дамиана, бессребреников киликийских, зафиксировано в начале 5 века в г. Кирр (Кир; Кύρρος) в Сирии епископом Феодоритом Кирским. В Риме память Космы и Дамиана значится в сакраментарии папы Льва I Великого (середина 5 века), к 7 веку там сложилась своя традиция почитания этих святых. Уже в 4-5 веках Косма и Дамиан  чтились как покровители врачей, аптекарей, а позднее - всех нищих. В Константинополе в период появления в Византии первых синаксарей (10 век) почитание Космы и Дамиана перешло из Сирии, Азии и Рима; даты памяти святых и местные агиографические традиции различались; в синаксарь соответственно вошли 3 двоицы одноимённых святых. С тех пор православной Церковью почитаются: Косма и Дамиан, римские бессребреники и мученики [день памяти по календарю Русской православной церкви - 1(14) июля]; Косма и Дамиан, киликийские или аравийские бессребреники и мученики [день памяти 17(30) октября]; Косма и Дамиан, асийские бессребреники [день памяти 1(14) ноября].

Реклама

Возможно, исторически достоверными являются только Косма и Дамиан, мученики, бессребреники и чудотворцы киликийские [умерли в конце 3 века или в начале 4 века, Киликия (юго-восточная область Малой Азии)]. Сказания об их мученичестве известны в греческих и сирийских списках, созданных после времени правления императора Юстиниана I (527-565). Согласно этим сказаниям, Косма и Дамиан происходили из провинции Аравия; в г. Эги (Аίγαιές, ныне г. Айас, Турция) в Киликии они занимались безвозмездным врачеванием, исцеляя именем Христа, и проповедовали христианство. В правление императора Диоклетиана Косма и Дамиан были арестованы префектом Киликии Лисием, подвергнуты пыткам и обезглавлены. Останки мучеников были перенесены и захоронены в г. Кирр (Кир).

Косма и ДамианВ Римско-католической церкви день памяти Космы и Дамиана - 26 сентября.

Иконография. Наиболее ранние изображения Космы и Дамиана сохранились в мозаиках церквей Святого Георгия в г. Фессалоники (конец 4 века), Святых Космы и Дамиана в Риме, на форуме Веспасиана (526- 530), Евфразиевой базилики в Порече (6 век). В православных росписях (церковь Спаса Преображения Мирожского монастыря в Пскове - около 1140; церкви Святых Космы и Дамиана, Святого Стефана в Кастории - 12 век; сцены жития в росписи Митрополии в Мистре - до 1312) и на иконах (синайские иконы 10-11 века, русские иконы с 14 века) Косма и Дамиан изображаются, как и целитель Святой Пантелеимон, с коробочкой лекарств и ложечкой в руках; в западноевропейских алтарных композициях (часто заказывавшихся по обету, в знак благодарности за избавление от болезней и эпидемий) - в длинных мантиях и круглых шляпах тёмно-красного цвета, головных уборах врачей в эпоху Возрождения, с ланцетом или другим хирургическим инструментом, с пестиком и ступой, со стеклянным сосудом и ложечкой (в композиции «Мадонна Медичи» Рогира ван дер Вейдена, около 1450, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне). Косма и Дамиан  - покровители семьи Медичи, предки которой были лекарями, поэтому их образы часто встречаются во флорентийской живописи (преимущественно 15 века). Косма и Дамиан  изображаются врачующими (исцеление Палладия, пересадка ноги Юстиниану - работы Фра Анджелико, Ф. дель Ринкони, А. Франкена) или подвергаемыми мучениям [композиции Фра Анджелико из большого алтаря церкви Сан-Марко во Флоренции (1438-40); ныне - в музее Сан-Марко (Флоренция), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Старой пинакотеке (Мюнхен), в Лувре (Париж), Национальной галерее Ирландии (Дублин)]. Могут соседствовать со святыми Рохом и Себастьяном, которым также молились об исцелении от чумы и других болезней.

Лит.: Acta SS. Septembris. Antverpiae, 1760. Т. 7. Р. 428-478; Synaxarium ecclesiae constantinopolitanae е codice Sirmondiano. Brux., 1902. Р. 144-146, 791; Deubner L. Kosmas und Damian. Lpz., 1907. Aalen, 1980; David-Daniel М. L. Iconographie des saints médecins Come et Damien. Lille, 1958; Wittmann А. Kosmas und Damian: Kultausbreitung und Volksdevotion. В., 1967.

Д. В. Зайцев (почитание).