Косма Майюмский

КОСМА МАЙЮМСКИЙ, Косма Маюмский, Косьма Маюмский (греческий Кοσμᾶς ὁ Мα ουμᾶ) [около 675, Дамаск - около 752 (по другим данным, около 787), Майюм (близ современного г. Газа, Палестина)], византийский гимнограф, епископ, христианский святой.

В раннем возрасте осиротел, был усыновлён родителями преподобного Иоанна Дамаскина, с которым вместе воспитывался в Дамаске. Позднее поступил в лавру Саввы Освященного в Иерусалиме, где принял монашеский постриг. В начальный период иконоборчества при императоре Льве III Исавре, выступая вместе с Иоанном Дамаскиным в защиту православия, писал сочинения против иконоборцев. Около 734 года был рукоположен в епископы г. Майюм.

Косма Майюмский и Иоанн Дамаскин заложили основы так называемой богословско-поэтической школы (иногда её условно именуют палестинской или иерусалимской) - одной из двух школ византийской гимнографии (представители другой, «гомилетической», школы - святые Андрей Критский и Герман Константинопольский). Для школы Космы Майюмского характерны следование принципам раннехристианской поэзии (использование диалогов, рефренов, библейских и святоотеческих реминисценций), учёный, архаизированный и преисполненный заимствованиями из античной литературы язык. Вместе с Иоанном Дамаскиным и другими гимнографами Косма Майюмский разрабатывал жанр гимнографического канона; ему принадлежат 33 канона на церковные праздники, в том числе на Крестовоздвижение, Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Пятидесятницу, Преображение Господне, Успение, а также двупеснцы, трипеснцы и каноны Страстной седмицы, воскресные и молебные каноны, 173 ирмоса. Косма Майюмский - автор 83 стихир «самогласных», 30 стихир «подобных». Он активно участвовал в создании Октоиха. Возможно, Косме Майюмскому принадлежит также кондак на Успение Богоматери с акростихом «Смиренного Космы песнь», в котором ощутимо влияние его предшественника - преподобного Романа Сладкопевца. Каноны Космы Майюмского на Рождество Христово и Богоявление вдохновлены гомилиями на эти праздники святителя Григория Богослова.

Реклама

Атрибутировать произведения Космы Майюмского помогают «самоограничения» автора в технике канонописания (применение метрического фразового акростиха в ирмосах и тропарях, рефренов), использование ирмосов, преимущественно собственного сочинения, крайне редкое употребление богородичнов и отсутствие 2-й песни. Язык Космы Майюмского отличался учёностью, «аристократизмом», яркой образной системой, смысловой насыщенностью.

Творчество Космы Майюмского сразу и почти целиком вошло в гимнографические книги, его произведения поныне исполняются за богослужением в православных церквах. Церковное почитание Космы Майюмского фиксируется в 10 веке. Интерес к его личности и творчеству в агиографии (синаксари), литературе (эпиграммы) и иконографии возрос в комниновский период (11-12 века). В это же время появились первые комментарии на каноны Космы Майюмского - Михаила Пселла, Феодора Продрома и митрополита Григория Коринфского. Дни памяти Космы Майюмского по календарю греческих церквей - 14 октября, по календарю Русской православной церкви - 12(25) октября.

Соч.: Migne РG. Т. 38. Coll. 341-680; Т. 98. Coll. 459-524; Εύστρατιάδης Σ. Είρμολόγιον. Chennevière s-sur-Marne, 1932 [᾽Аγιορειτιϰή βιβλιοθήϰη 9]; Ξύδης Θ. Кανόνες δεσποτιϰῶν έορτῶν Кοσμᾶ τοῦ Мαϊουμᾶ // ᾽Аϰτῖνες. 1949. Т. 132. Σ. 279-285, 328-337, 387-391; Trypanis С. А. Fourteen early Byzantine cantica. W., 1968. Р. 117-125; Analecta Hymnica Graeca eruta Italiae inferioris / Ed. I. Schirò. Roma, 1972. Vol. 3. Р. 300-310, 319-330; Тαμεῖον άνεϰδότων βυζαντινῶν ᾴσματιϰῶν ϰανόνων, seu Analecta Hymnica Graeca е codicibus eruta Orientis Christiani. ᾽Аθῆναι, 1996. Т. 1: Кανόνες Мηναίων.

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиепископ Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. 3-е изд. СПб., 1902. [Сергиев Посад], 1995. С. 238-246; Εύστρατιάδης Σ. Кοσμάς ‘Iεροσολυμίτης ό ποιητής επίσϰοπος Мαϊουμᾶ // Nέα Σιών. ᾽Еν ᾽Iεροσολύμοις, 1933. Т. 28. Σ. 83-99, 143-158, 202- 218, 257-272, 330-338, 400-416, 489-505, 530-544; Δετοράϰης Θ. Кοσμᾶς ὁ μελῳδός: Вίος ϰαί ἔργο. Θεσσαλονίϰη, 1979 [᾽Аνάλεϰτα Вλατάδων 28]; Дугашвили Ε. Древние грузинские переводы гимнографии Космы Иерусалимского. Тб., 2001 (на грузинском языке).

А. Ю. Никифорова.