Космогонические мифы

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ, мифы о происхождении мира, человека (антропогонические мифы), отдельных явлений природы и культуры (этиологические мифы). Возникновение мира относится к особому «начальному», «раннему» времени, отделённому от исторического времени, но влияющему на него через обряды и воспроизводимому через космогонические мифы. Мир и его элементы могут появляться стихийно либо создаваться вследствие произвольных или непроизвольных действий зоо и антропоморфных существ (например, возникновение предка богов Бора из камней, которые лизала корова, - у скандинавов; создание мира из земли, принесённой со дна океана уткой или ондатрой, - у многих народов Евразии и Америки; рождение солнца коровой - в египетской мифологии); часто функция творения приписывается определённым персонажам - демиургу, культурным героям [иногда в творении участвует пара персонажей, причём с одним из них связывается происхождение положительных, с другим - отрицательных явлений (смотри в статье Близнечные культы); логическое завершение эта концепция получила в религиозном дуализме, например в зороастризме]. Ведущим мотивом для космогонических мифов является мотив преодоления хаоса и установления порядка, структуры (космос). Создание космической структуры может происходить через разделение перемешанных в хаосе явлений: космических стихий (огонь, вода, земля, воздух), света и тьмы, неба и земли, моря и суши (создание острова посреди океана) и т.п. Космос часто описывается через образование его пространственных элементов - центра мира (мировой горы, мирового древа и т. п.), космических зон (верхний, средний и нижний миры и т. п.). Распространены представления о предшествовавшем возникновению мира существовании космоса в зародыше в виде яйца (оно разбивается, из его половинок образуются небо и земля, из желтка - солнце и т. д.; иногда из мирового яйца появляются боги, люди и т.п.). Из сопоставления структуры Вселенной и человеческого тела (смотри Микрокосмос и макрокосмос) возникают космогонические мифы о создании мира через расчленение тела первого человека (индийский Пуруша, скандинавский Имир, китайский Пань-гу и т. п.): из его частей образуются различные космические элементы, категории людей и т. д.; т. о., создание мира мыслится как ритуальное убийство, т. е. как первое жертвоприношение. Мотив жертвоприношения присутствует и в мифах о космической битве с чудовищем, из тела которого создаётся мир (например, битва Мардука с Тиамат в вавилонской поэме «Энума элиш»); битва с хтоническими существами (чудовищами, богами первого поколения, мятежниками и др.) может заканчиваться их заключением в преисподней (греческие титаны в Тартаре, библейский сатана в аду и т.п.). Иногда творение представляется как порождение вследствие первичного соития («священный брак» - греческий ̓̓ιερός γάμος): Неба и Земли (например, рождение гор, моря, нимф, титанов, киклопов и др. Геей и Ураном - в греческой мифологии), Солнца и Луны (смотри Солярные культы, Лунарные культы), других мифологических персонажей. Рождение может происходить и необычным способом: от гермафродитов (например, появление великанов от правой и левой ног Имира), от частей тела (например, Афина из головы Зевса), от дуновения, из семени (например, согласно древнеегипетскому мифу, бог солнца Атум сам оплодотворил себя, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов), крови (например, рождение гигантов, нимф, эриний и богини Афродиты из крови оскоплённого Урана), слюны, пота и т.п. Наконец, творение может пониматься как ремесленное изготовление (например, изготовление мира на гончарном круге египетским Хнумом; изготовление неба, светил, плуга, меча и другим героем-кузнецом Ильмариненом - в карело-финской мифологии; распространённым мифологическим мотивом является вырезание первых людей из дерева, вылепливание из глины, земли, часто замешенной на крови убитого чудовища, и т.п.) или как порождение мыслью и словом Творца (например, египетский Птаха).

Реклама

В некоторых мифологиях космогоническим мифам структурно противостоят мифы о конце света - эсхатологические мифы.

Лит.: Pettazzoni R. Myths of beginning and creation-myths // Pettazzoni R. Essays on the history of religions. Leiden, 1954; Leach М. The Beginning creation-myths around the world. N. Y., 1956; Long Ch. Н. Alpha: the myths of creation. N.Y., 1963; Maclagan D. Creation myths: man’s introduction to the world. L., 1977; Koestler А. The act of creation. L., 1989; Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира. 2-е изд. М., 1997. Т. 2; Freund Ph. Myths of Creation. L., 2003; Элиаде М. Аспекты мифа. 3-е изд. М., 2005.

Е. С.