Космополитизм

КОСМОПОЛИТИЗМ (от греческого κοσμοπολίτης - гражданин мира), мировоззрение «мирового гражданства», ставящее интересы и ценности всего человечества выше интересов отдельной нации и государства. В разные периоды понятие «космополитизм» имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Термин «космополит» впервые употреблён киниками и отражал их негативное отношение к полису, переживавшему кризис, а также являлся реакцией на вытеснение киников из системы внутриполисных связей (Диоген Синопский: «без общины, без дома, без отечества»). Взгляды киников получили новое осмысление в философской школе стоицизма. Её основатель Зенон из Кития разработал учение о «космополисе» - всемирном государстве, равноправными гражданами которого должны быть все разумные существа, независимо от происхождения и социального положения. В Древнем Риме в силу универсального характера этого государства космополитизм может рассматриваться как составная часть мировоззрения его граждан, считавших, что они принадлежат «всему миру», а «весь мир» принадлежит им. В период Средневековья своеобразным проявлением идеологии космополитизма являлись планы создания всемирной монархии, а также всемирного теократического государства во главе с папой Римским. Против феодальной раздробленности Италии были направлены идеи «мирового гражданства», развивавшиеся Данте и Т. Кампанеллой. Абстрактно-гуманистический идеал «единства рода человеческого» эпохи Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков. В Германии в 18-19 веках в условиях зарождения общегерманского объединительного движения такого рода идеи (представлены в творчестве К. М. Виланда, И. Г. Гердера, Г. Э. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера и др.) были направлены, в том числе против партикуляризма и «удельного патриотизма» мелких германских государств. Важный вклад в развитие идеологии космополитизма внёс И. Кант, доказывавший, что исторически человечество движется к своей великой цели - всеобщему правовому гражданскому обществу.

Реклама

Новый этап развития космополитических идей начался с возникновением промышленного капитализма, которому объективно присуща тенденция к интернационализации. К. Маркс и Ф. Энгельс, указывая на космополитическую природу капитала и космополитический характер производства и потребления в условиях эксплуатации буржуазией всемирного рынка, выдвинули тезис об отсутствии родины как у буржуазии, так и у пролетариата. В дальнейшем это получило отражение в лозунгах пролетарского интернационализма, мировой социалистической революции, создания всемирного пролетарского государства (всемирной республики советов), отказа пролетариата в условиях войны от поддержки собственных правительств и т.д., а также в создании международных объединений революционных (реформистских) организаций, в акциях солидарности и многих др. После крушения надежд на мировую социалистическую революцию и перехода к построению социализма лишь в СССР лозунг пролетарского интернационализма был дополнен принципом пролетарского социалистического патриотизма. В 1947-53 в СССР прошла политическая кампания по борьбе с «буржуазным космополитизмом», который был объявлен оборотной стороной национализма угнетающих наций, обслуживающим интересы государств, добивающихся установления мирового господства.

В 20 веке космополитические идеи, претерпев значительную трансформацию, получили новое звучание в связи с концепциями мировой политической и экономической интеграции, разработки мирового права, основанного на отрицании национального и государственного суверенитета, создания мирового государства и др. В условиях усиливающейся глобализации всё чаще высказывается мысль, что человечество вступило в стадию складывания единой планетарной цивилизации, в которой произойдёт стирание национальных, языковых и культурных различий между народами, будут выработаны единая для всех людей шкала ценностей, единые нормы права, введено «мировое гражданство» и пр., а существование национальных государств со всеми их институтами утратит смысл.

Космополитизм  сохраняет своё значение также как идеология социального протеста. Лица, не согласные с существующими порядками, нередко объявляют себя «гражданами мира», руководствующимися «интересами и ценностями всего человечества». Действует ряд международных организаций, объединяющих «граждан мира», в том числе Ассоциация граждан мира, Международный список граждан мира (Париж) и др.

Лит.: Brennan Т. At home in the world: cosmopolitanism now. Camb. (Mass.); L., 1997; Weltbürgertum und Globalisierung / Hrsg. von N. Bolz u. а. Мünch., 2000; Albrecht А. Kosmopolitismus. В.; N.Y., 2005; Kwame А. А. Cosmopolitanism: Ethics in а world of strangers. N.Y., 2006; Kohler В. Soziologie des neuen Kosmopolitismus. Wiesbaden, 2006.