Косса Франческо

КОССА (Cossa) Франческо дель (около 1430-1436, Феррара - около 1476-77, Болонья), итальянский живописец и скульптор. Один из крупнейших представителей феррарской школы Раннего Возрождения. Возможно, обучался скульптуре у своего отца-каменщика и на протяжении всей жизни совмещал скульптурные и живописные занятия, однако документированные скульптурные работы Коссы не сохранились.

Важную роль в художественном формировании Коссы сыграло искусство К. Туры. После получения звания мастера (1460) работал в Болонье, где участвовал в создании картонов для витражей фасада церкви Сан-Джованни-ин-Монте. Центральным произведением в творчестве Коссы являются росписи на  восточной стене «Зала месяцев» в Палаццо Скифаноя в Ферраре (около 1469-70). В рамках сложной иконографической программы, в которой астрологическая символика связана с мифологическими сюжетами, а темы «триумфов» сочетаются со сценами придворной жизни, Косса выполнил 3 секции («Март», «Апрель», «Май»), посвящённые зодиакальным знакам Овна, Тельца и Близнецов. Их отличает сочетание детализации, свойственной североитальянской живописи, и светоносности, воспринятой от живописи Пьеро делла Франчески, а также влияние флорентийской книжной миниатюры. Недовольный оплатой, полученной от герцога Борсо д’Эсте, Косса отказался от дальнейшей работы и вернулся в Болонью.

Реклама

К числу болонских произведений Коссы 1470-х годов относятся фресковый образ «Мадонны с Младенцем» в церкви Санта-Мария-дель-Бараккано (1472), алтарные образы «Благовещение» (начало 1470-х годов, КГ, Дрезден) и «Мадонна с Младенцем, святым Петронием, Иоанном Евангелистом и донатором» (1474, Национальная пинакотека, Болонья), картоны для интарсий сидений хора с изображениями святого Амвросия и святого Петрония в церкви Сан-Петронио (1473), «Мужской портрет» (1472-1477, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Крупнейшим из работ этого периода является разрозненный «Полиптих святого Винченцо Феррера», написанный для капеллы Грифони в болонской церкви Сан-Петронио (1473, Национальная галерея, Лондон; галерея Брера, Милан; Национальная галерея искусства, Вашингтон; музей Виллы Каньола, Гаццада, Ломбардия). Живопись этого периода характеризуется скульптурной пластикой фигур и сложными перспективными композициями. Влиянием Коссы отмечены произведения художников феррарской (Эрколе де Роберта, Лоренцо Коста и др.) и болонской (Ф. Франча) школ.

Косса (Cossa) Франческо

Лит.: Ortolani S. С. Tura, Fr. del Cossa, Е. de’ Roberti. Mil., 1941; Neppi А. Fr. del Cossa. Mil., 1958; Ruhmer Е. Fr. del Cossa. Мünch., 1959; Scassellati-Ricardi V. Cossa. Mil., 1965; Лонги Р. Феррарская школа живописи // Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984; Conradi К. Malerei am Hofe der Este: С. Tura, Fr. del Cossa, Е. de’ Roberti. Hildesheim, 1997; Sgarbi V. Fr. del Cossa. Mil., 2003; С. Tura е Fr. del Cossa. Ferrara, 2007; Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. М., 2008.

О. А. Николаева.