Костумбризм

КОСТУМБРИЗМ (испанский costumbrismo, от costumbre - нрав, обычай), направление в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки 19 и 20 века. Возникло вследствие подъёма национального самосознания в эпоху романтизма; проявилось в стремлении максимально точно запечатлеть особенности народного быта, обычаев, нравов. В литературе первоначально нашло выражение в жанре бытописательного очерка; постепенно жанровый диапазон расширился (повести, романы, драмы, стихи). В Испании костумбризм представлен идеализирующими патриархальный быт произведениями Р. де Месонеро Романоса, а также рассказами С. Эстебанеса Кальдерона (сборник «Андалузские сцены», 1847), комедиями братьев С. и Х. Альварес Кинтеро. Социально-критическую направленность костумбризм принял в рассказах М. Х. де Ларры (книга «Собрание заметок о нравах», 1837). Многочисленные подражания породил коллективный сборник «Испанцы, изобразившие сами себя» (1843). Наиболее яркие представители костумбризма в латиноамериканской литературе: Э. Камбасерес (Аргентина), X. Х. Вальехо (Чили), М. Пайно (Мексика), Р. Пальма (Перу), Т. Карраскилья, Э. Диас Кастро, Х. Д. Гуарин (Колумбия), М. Гонсалес Селедон (Коста-Рика) и др.

В изобразительном искусстве костумбризм тяготел к воспроизведению этнографических мотивов, нередко превращавшихся в любовно воссозданные жанровые сцены. Вместе с тем искусству костумбризма, своей идилличностью родственному европейскому бидермайеру, не были чужды и нотки иронии. Во многих странах костумбризм положил начало подъёму национально-художественной школы. Значительные школы костумбристов сложились на Кубе (Э. Лапланте, В. П. де Ландалусе, Ф. Миале), в Колумбии (Р. Торрес Мендес и др.), Аргентине (К. Морель), Уругвае (X. М. Беснес-и-Иригойен), Венесуэле (К. Фернандес, А. Х. Карранса), Чили (В. Перес Росалес, М. А. Каро), Мексике (Х. А. Аррьета) и других странах.

Лит.: Varela J. L. El costumbrismo romántico. Madrid, 1969.