Кото

КОТО, японская 13-струнная цитра (другие названия со, со-но кото). Ведёт происхождение от китайский цитры чжэн, с конца 6 века входившей в китайский придворный оркестр. Корпус длиной 152-194 см (традиционная длина 6 сяку, т. е. 182 см), выпуклая дека слегка расширяется к «головной» части, которая располагается у правой руки играющего. Струны натянуты параллельно друг другу между 2 фиксированными порожками, каждая струна опирается на подвижную подставку, с помощью которой производится настройка. Играют на кото плектрами-ноготками, надеваемыми на большой, указательный и средний пальцы правой руки; пальцы левой руки касаются струны рядом с подставкой с целью орнаментации звука, в необходимых случаях также защипывают струны.

КотоРанняя разновидность кото - гакусо, известна с 8 века, входила в придворный оркестр гагаку. Настройка соответствует звукорядам «рё» и «рицу» с учётом абсолютной высоты звука по системе дзюнирицу (китайский люй-люй). (Современный вид этого инструмента имеет диапазон от «ля» большой до «до-диез» 3-й октавы.) Древнейшая нотация кото (табулатурная) датируется 10 веком. С конца 15 - начала 16 века развивалась сольная традиция цукусигото, или цукусисо (от Цукуси - название острова Кюсю в древности), где певец сам аккомпанирует себе на кото; главный жанр - сюита кумиута. В 17-18 веках возник ряд сольных инструментальных традиций игры на кото, объединяемых понятием дзокусо (соответствующие инструменты, также называемые дзокусо, несколько различаются по размеру и по формам плектров); крупнейшие музыканты этого направления - Яцухаси Кэнгё, Икута Кэнгё, Ямада Кэнгё и их школы; основные жанры - сюиты даммоно, тэготомоно. Традиционные нотации появились в середине 17 века.

Реклама

В Древней Японии (8-12 века) кото - общее название струнных щипковых инструментов. Кото называют также любую японскую длинную цитру, включая 1-струнную сумагото, 17-струнную дзюситигэнкин (изобретена М. Мияги в начале 20 века), 80-струнную хатиёдзюгэн (изобретена в эпоху Мэйдзи, 1868-1912).

Для кото сочиняли многие японские композиторы 20 века, М. Мияги создал концерт для кото и европейского оркестра «Этэнраку хэнсокёку» (1928). 2 концерта для кото с оркестром написал Г. Кауэлл (1962, 1965).

Лит.: Loeb D. An analytic study of Japanese koto music // Music Forum. N. Y., 1976. Vol. 4; Ackermann Р. Studien zur Koto-Musik von Edo. Kassel u. а., 1986; Johnson Н. А Koto by any other name: exploring Japanese systems of musical instrument classification // Asian Music. 1996/1997. Vol. 28. № 1; idem. Traditions old and new: continuity, change, and innovation in Japanese koto-related zither // Journal of the American Musical Instrument Society. 2003. Vol. 29. Р. 181-229; idem. The koto: а traditional instrument in contemporary Japan. Amst., 2004.

М. В. Есипова.