Коуз Рональд Гарри

КОУЗ (Coase) Рональд Гарри (родился 29.12.1910, Уилсден, пригород Лондона), англо-американский экономист, один из главных представителей чикагской школы и основателей нового институционализма. Родился в семье почтовых служащих. Окончил Лондонскую школу экономики (1932), где преподавал в 1935-51. После переезда в 1951 в США - профессор университета Буффало (до 1958), Виргинского (1958-64) и Чикагского (с 1964; с 1979 заслуженный профессор) университетов. Редактор журнала «Право и экономика» (1964-82). В 2000 основан Институт Рональда Коуза, научным руководителем которого является лично Коуз.

В статье «Природа фирмы» (1937) ввёл понятие трансакционных издержек как затрат и потерь, неизбежно возникающих при заключении и совершении любых сделок; опираясь на него, в статье «Проблема общественных издержек» (1960) Коуз подверг критике данное А. С. Пигу теоретическое обоснование необходимости установления государством корректирующих налогов и субсидий для устранения «провалов рынка», связанных с отрицательными и положительными внешними эффектами. Согласно Коузу, внешние эффекты как расхождения между частными и общественными издержками и выгодами появляются лишь тогда, когда размыты права собственности - главным образом в связи с ресурсами, которые ранее не воспринимались как редкие. Поэтому основой для разрешения возникающих конфликтов должны быть чёткое оформление (спецификация) прав собственности и предоставление возможности свободного обмена правомочий. Если трансакционные издержки близки к нулевым, рынок сам в состоянии справиться с любыми внешними эффектами: первоначальное распределение ресурсов будет изменено покупкой прав на использование ресурса тем, кто извлечёт из него наибольшую выгоду (так называемая теорема Коуза). Концепция Коуза легла в основу экономического анализа права как отдельной области современной экономической теории и практических мер по распределению через ценовой механизм частот радиовещательного диапазона, продаже прав на загрязнение окружающей среды и т.п., оказала значительное влияние на формирование «новой экономической истории» (школа Д. Норта). Нобелевская премия (1991).

Реклама

Соч.: Фирма, рынок и право. М., 2007.

Г. Д. Гловели.