Ковка художественная

КОВКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, вид декоративно-прикладного искусства, произведения которого создаются способом ковки. С 4-3-го тысячелетия до нашей эры в Египте, Месопотамии, Малой Азии известна ковка художественная меди и метеоритного железа; индейцы Северной и Южной Америки знали ковку художественную самородного железа. В 1-м тысячелетии до нашей эры сложилось искусство кузнецов Европы, Азии и Африки, обрабатывавших сыродутное железо, медь, серебро, золото; переворот в искусстве ковки художественной связан с распространением стали.

Средние века - время расцвета кузнечного мастерства: виртуозно, с тонкими деталями выковывались утварь, оружие, доспехи, украшения, бытовые предметы (молотки, замки, канделябры, флюгера и т.д.), решётки, двери, ворота; изделия украшались рельефами, просечным узором, насечкой, росписью. Романские решётки 11-12 века собирали из вертикальных прутьев; промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, 4-лепестковыми листьями клевера и другими узорами. В искусстве готики растительный орнамент решёток часто покрывался позолотой. В эпоху Ренессанса в Италии, когда широкое развитие получает строительство особняков для знати, появляются ограды, решётки для балконов и интерьеров, различные декоративные металлические элементы, предназначенные для украшения частных садов и парков. Многие города стали центрами кузнечного ремесла: в Дамаске, Милане, Аугсбурге производилось оружие, в Нюрнберге и Венеции - бытовые изделия, в Толедо и Праге - решётки, в Герате и Мосуле - утварь. В 17-18 веках были созданы знаменитые шедевры ковки художественной значительного масштаба (ограды, ворота, фонари) для Версаля, Парижа, Нанси.

Реклама

Ковка художественная

Ковка художественная. Замок секирный. Работа русского мастера 17 в. Художественный музей-заповедник «Александрова слобода» (г. Александров Владимирской области).

Ковка  художественная была широко распространена в Древней Руси. Кузнецы участвовали в строительстве соборов в Новгороде, Пскове и других городах, создавали решётки для окон, парадные ворота, двери с накладными цветами, витыми ручками, узорчатые кресты на вершинах церквей. Традиции ковки художественной сохранялись вплоть до 19 века в работах тульских оружейников и в народном искусстве (пряжки, дверные замки, светцы, крюки). В 18 - начале 19 века ковка художественная сыграла значительную роль в создании облика Санкт-Петербурга (решётки мостов и набережных, парков и дворцов; ограда Летнего сада со стороны Невы), Царского Села и других дворцово-парковых ансамблей. В искусстве барокко в России практиковалось сложное чередование элементов с использованием растительных мотивов, с эффектом перспективы, разрушающей единую плоскость ограды. В период классицизма создавались целые пространственные композиции из металла на балконах, оградах особняков.

Ковка художественная

Ковка художественная. Решётка «Фонтана Амфитриты» на площади Станислава I в Нанси (Франция). 1750-е годы По проекту Ж. Ламура.

На рубеже 19-20 века ковка художественная широко использовалась в архитектуре модерна (в европейских странах и в России); нередко рисунок с решёток переходил на стену дома и далее в камне или гипсе развивался по фасаду. С появлением прокатного и кузнечно-штампованного производств ручная ковка художественная вытеснялась штамповкой и литьём. В 20 - начале 21 века возрождается интерес к ручной ковке художественной как в России, так и в других странах.

Лит.: Ледзинский В. С., Теличко А. А., Зверев А. В. Художественная ковка и литье Москвы. М., 1989; Ковка. Чеканка. Инкрустация. Эмаль / Авт.-сост. Л. Ф. Борисова. М., 2000; Лукашкин Н. Д., Кохан Л. С., Мочалов Н. А. Художественная обработка металлов давлением. М., 2006; Никифоров Б. Т., Ансимов А. Ф. Мир художественного металла: металлы, художественное литье и ковка, ювелирное искусство. Ростов н/Д., 2007.