Кой-коин

КОЙ-КОИН (самоназвание на языке нама - лъхалъхасен, ||khaa||khaasen - настоящие люди), готтентоты (в 19-20 веках в Намибии и ЮАР название приобрело отрицательную окраску), группа койсанских народов в Южной Африке. Живут в основном в Южной и Центральной Намибии (нама и дамара, гриква - 201 тысяча человек, 2001, перепись), во многих местах совместно с гереро; незначительные группы - в Ботсване (1,5 тысячи человек - 2002, оценка) и ЮАР (нама, гриква, корана). Говорили на языках нама и, видимо, вымершем капском кхойкхой ветви кхойкхой центрально-койсанской семьи койсанских языков. Ныне язык сохраняется у нама, остальные говорят на африкаанс. Верующие - протестанты.

По данным археологии и лингвистики, предки кой-коин появились в Южной Африке к концу 2-го тысячелетия до нашей эры. К началу европейской колонизации (середина 16 века) кой-коин населяли юг современной Намибии и запад ЮАР: к северу от реки Улифантс жили нама; между рекой Улифантс на севере, морем Доброй Надежды на юге и рекой Грейт-Фиш на востоке - капские готтентоты. Последние насчитывали к середине 17 века от 100 до 200 тысяч человек. Среди них выделялись группы: эйниква (эйни), возможно, близкие к нама (к югу от реки Оранжевая); западно-капские готтентоты, включавшие племена къхаоти, карос-хебер, кохоква, хюриква, хорингайква, хорахауква, убиква, хайноква, хессеква, аттаква, аутениква;  восточно-капские готтентоты, включавшие племена инква, дамаква, хунхейква, харихуриква. Были в рабстве у африканеров. Большинство кой-коин истреблено или смешалось с европейцами в 18 – начале 19 века, составив основной компонент «цветного» населения ЮАР. К началу 18 века сформировались три метисные группы кой-коин. Гонаква сложились в начале 18 века к востоку от реки Кей на основе  восточно-капских готтентотов под влиянием коса; исчезли к середине 19 века. Корана (къораква) образовались в результате контактов с голландцами в конце 17 - начале 18 века, жили в среднем течении реки Оранжевая среди сан. Гриква сложились на севере Капской колонии к концу 18 века, позднее переселились на север к реке Оранжевая, затем на восток к низовьям реки Вааль (города Грикватаун, Кимберли - Западный Грикваленд); в 1861 году часть их ушла в район г. Кокстад (Восточный Грикваленд), другая часть переселилась в окрестности г. Карасбург на юго-востоке современной Намибии.

Реклама

Кой-коин

Кой-коин нама из Намибии.

Основное традиционное занятие - кочевое скотоводство (овцы и козы). Социальная организация билатеральная; характерны кланы во главе со старейшиной (конк). Поселение - крааль. Посуда - калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. До середины 20 века использовались каменные ножи. Одежда - кожаные набедренные повязки у мужчин и передники у женщин. Традиционные культы - демиурга и культурного героя Хейсиба, божеств безоблачного неба Хума и дождливого Сума, Луны. В устном творчестве распространены многоголосное пение, ансамблевая игра на многоствольных флейтах (до ста музыкантов).

Лит.: Stopa R. The Hottentots: their culture, language, folktales and songs. Lublin, 1947; [Wilson М.]. The hunters and herders // The Oxford history of South Africa. 2nd ed. Boulder, 1983. Vol. 1; Elphick R. Khoikhoi and the founding of White South Africa. Johannesburg, 1985; Barnard А. Hunters and herders of Southern Africa. Camb., 1992; Anozie F. N. Khoekhoe. N. Y., 1998.

А. А. Казанков, Ю. Б. Коряков, А. А. Сиим.