Койре Александр

КОЙРЕ (Koyré) Александр (настоящая имя и фамилия Александр Владимирович Койранский) (29.8.1892, Таганрог - 28.4.1964, Париж), французский философ и историк науки. Учился в гимназиях Тифлиса и Ростова-на-Дону, затем в Гёттингенском и Парижском (Сорбонна) университетах у Э. Гуссерля и А. Бергсона (1908-14). Во время 1-й мировой войны воевал добровольцем сначала во французской, затем в русской армии. В 1918 вернулся во Францию. С 1924 преподавал в Практической школе высших исследований (Париж), руководитель (с 1930) исследований по теме «История религиозной мысли в Европе Нового времени»; диссертация о Я. Бёме (1929). Во время 2-й мировой войны по поручению Ш. де Голля отправился с политической миссией в США, преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. После войны продолжил работу в Париже, возглавил французский Центр исследований по истории науки и техники. Одновременно (с 1956) работал в Принстонском институте высших исследований. С 1956 непременный секретарь Международной академии истории науки. Автор работ по истории русской философии 1-й половины 19 века (о П. Я. Чаадаеве, И. В. Киреевском, А. И. Герцене и др.).

Реклама

После опубликования «Этюдов о Галилее» («Études galiléennes», 1939) Койре стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами (смотри Империализм и экстернализм). Основополагающими в теории Койре явились принцип единства научной, философской и религиозной мысли и требование исследовать развитие научной мысли в интеллектуальном и духовном контексте эпохи, представив изучаемые источники в их подлинном, аутентичном значении и не пытаясь прояснить «тёмную и смутную» мысль наших предков путём перевода её на современный язык. Существенное значение, по Койре, имеет также прояснение в истории научной мысли способа, каким она осознавала себя, противопоставляя себя тому, что ей предшествовало. Койре одним из первых выдвинул идею некумулятивного развития науки и вопреки позитивистской историографии сумел показать, что великие научные революции всегда определялись переворотами или изменениями философских концепций. Так, математизацию в науке он объяснял победой платоновского рационализма над аристотелевским эмпиризмом. Наиболее важной Койре считал научную революцию 16-17 века, которая привела к глубокому преобразованию физики и астрономии. Основную линию становления новоевропейской науки Койре видел в отказе от античного и средневекового понятия космоса и замене его понятием бесконечного и однородного пространства, а также в переходе от качественных и неточных понятий аристотелевской и средневековой физики к абстрактным идеализированным объектам математической физики Г. Галилея и Р. Декарта.

Соч.: La philosophie de J. Boehme. Р., 1929; Trois leçons sur Descartes. Le Caire, 1938; Études sur l’histoire de la penséе philosophique en Russie. Р., 1950; La Révolution astronomique: Copernic, Kepler, Borelli. Р., 1961; Études d’histoire de la penséе philosophique. Р., 1961; Newtonian Studies. Camb. (Mass.), 1965; Études d’histoire de la penséе scientifique. Р., 1966; De la mystique à la science: cours, conférences et documents, 1922-1962. Р., 1986; Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI в. М., 1994; От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М., 2001; Философия и национальная проблема в России начала XIX в. М., 2003; Очерки истории философской мысли. 3-е изд. М., 2004.

Лит.: Stoffel J. F. Bibliographie d’А. Koyré. Firenze, 2000.

В. С. Черняк.