Козлов Иван Иванович

Козлов Иван ИвановичКОЗЛОВ Иван Иванович [11(22).4.1779, Москва - 30.1(11.2).1840, Санкт-Петербург], русский поэт, переводчик. Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование. В 1784 году записан в лейб-гвардейский Измайловский полк, в 1798 уволен с военной службы. С 1807 числился в канцелярии московского главнокомандующего. В Отечественную войну 1812 года служил во 2-м комитете для образования московской военной силы. В 1813-23 состоял на службе в Департаменте государственных имуществ. Коллежский советник (1813). В конце 1810-х годов из-за паралича ног лишился возможности передвигаться, к 1821 году полностью ослеп. Тогда же Козлов, прежде ведший рассеянную светскую жизнь, приобщился к литературному творчеству (первая публикация - стихотворение «К Светлане», 1821). В автобиографическом послании «К другу В. А. Ж<уковскому> по возвращении его из путешествия» (1822) Козлов  описал постигшее его несчастье как духовное прозрение, спасительное пробуждение души к истинам веры и утешениям поэзии. Выраженное в лирике Козлова понимание творчества как религиозного воодушевления [«Стансы» («Вчера я, мраком окруженный...»), 1834, «Гимн Орфея», 1839, и др.], приверженность к мелодической гармонии в стихах, к жанрам романса и песни («Венецианская ночь», 1825, музыка   М. И. Глинки, и др.) роднили его с В. А. Жуковским. На стихи Козлова писали музыку А. А. Алябьев, А. С. Даргомыжский и др.; стихотворение «Вечерний звон» (1827, перевод из Т. Мура) с музыкой неизвестного автора стало народной песней. Некоторые стихотворения Козлова подчинены задачам христианской дидактики («Разорение Рима и распространение христианства», 1826; «Элегия. Вольное подражание св. Григорию Назианзину», 1830; «Моя молитва», 1834; «Молитва», 1834). Увлекаясь «мятежной» поэзией Дж. Байрона [перевёл его поэму «Абидосская невеста» (полн. изд. 1826), стихотворения и отрывки из других поэм], Козлов, как правило, переосмыслял её в сентиментально-элегическом ключе. Ему принадлежит одна из первых русских романтичных «байронических» поэм - «Чернец» (1823-24, отдельное издание 1825). На место демонического и непримиримого байроновского героя Козлов  поставил человека, переживающего со всей романтичной экзальтацией страдания «земной жизни». Душевные борения Чернеца - несчастного сироты, убитого горем мужа, обезумевшего мстителя и, наконец, кающегося грешника - разрешаются в надежде на спасение и прощение за гробом. Религиозно-дидактические мотивы пронизывают также поэму Козлова «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая» (1824-27, отдельное издание 1828), посвящённую судьбе жены И. А. Долгорукова (смотри Долгоруковы), последовавшей за мужем в Сибирь, а сразу после его казни (в действительности спустя 19 лет) затворившейся от мира в монастыре. Последняя поэма Козлова («Безумная», 1830) и поздние его баллады («Бренда», 1834, «Ночь родительской субботы», 1835, «Тайна», 1836, и др.) отличаются мрачным колоритом и обилием романтичных «ужасов» и «тайн», отражая общие тенденции поэзии 1830-х годов. Среди переводов Козлова - «Крымские сонеты» А. Мицкевича (1829). При жизни Козлова вышло три сборника его стихотворений (1828, 1833, 1834). Посмертное издание (1840) подготовлено Жуковским, отредактировавшим некоторые его стихи.

Реклама

Соч.: Стихотворения. СПб., 1892; Полн. собр. стихотворений / Вступ. статья И. Д. Гликмана. Л., 1960.

Лит.: Труш К. А. Очерк литературной деятельности И. И. Козлова. М., 1899; Розанов И. Н. Поэты двадцатых годов XIX в. М., 1925; Афанасьев В. В. Жизнь и лира. Художественно-документальная книга о поэте И. Козлове. М., 1977; Алексеев М. П. Русско-английские литературные связи (XVIII в. - первая половина XIX в.). М., 1982.

В. Л. Коровин.