Крамер Стэнли

Крамер, Креймер (Kramer) СтэнлиКРАМЕР, Креймер (Kramer) Стэнли (29.9.1913, Нью-Йорк - 19.2.2001, Лос-Анджелес), американский режиссёр, продюсер. В 1933 окончил Нью-Йоркский университет. Работал на кинофирме MGM в Голливуде (редактор, монтажёр, сценарист, актёр), писал для радио. В конце 1940-х годов основал независимые фирмы «ScreenPlays Inc.», «Stanley Kramer Productions». Первая режиссёрская работа - комедия «Вот это Нью-Йорк» (1948). Продюсировал известные фильмы: «Чемпион» М. Робсона (1949), «Смерть коммивояжёра» (по А. Миллеру, 1951) и «Дикарь» (1953) Л. Бенедека, «Ровно в полдень» Ф. Циннемана (1952) и др. В ранних режиссёрских работах «Не как чужой» (1955) и «Гордость и страсть» (1957) Крамер, ещё не найдя своей темы, опирался на штампы Голливуда, апробированные фабульные конструкции. Первый успех принёс фильм «Не склонившие головы» (1958, в отечественном прокате «Скованные одной цепью») о преодолении расовой ненависти и необходимости взаимопонимания между людьми. Далёкий от каких-либо новаций в области формы, избегая острого изобразительного решения, Крамер тяготел к ясности мысли, выраженной с максимальной публицистической доступностью, твёрдой сюжетной основе, использованию традиционной системы жанров. Следуя этим принципам, он поставил в 1959 антивоенную картину «На последнем берегу» (по Н. Шюту) и в 1960 фильм «Пожнёшь бурю», воспроизводивший события «обезьяньего процесса». Фильм «Нюрнбергский процесс» (1961) исследовал генезис германского фашизма и утверждал идею личной ответственности каждого человека за происходящее в мире. Комедия «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963) высмеивала буржуазную страсть к обогащению и реконструировала бурлескную алогичность американских комедийных эксцентрических фильмов периода немого кино (1920-е годы). В 1965 экранизировал роман К. Э. Портер «Корабль глупцов», попытавшись в образе заполненного людьми корабля, плывущего в фашистскую Германию 1930-х годов, дать политический, социальный и психологический портрет мира того времени. После творческого спада в конце 1960-х годов [фильм «Угадай, кто придёт к обеду» (1967), близкий жанру «рождественской сказки», где проблема расовых взаимоотношений лишилась остроты; сумбурный по замыслу фильм «Тайна Санта-Виттории» (1968) о жизни итальянской деревни в период 2-й мировой войны; фильм «R. Р. М.» («Революция в минуту», 1970), упрощённо осмыслявший молодёжное движение] в 1971 поставил фильм «Благослови зверей и детей» - горькое повествование о противоречии между жестокой действительностью и романтичным восприятием мира американскими детьми; в 1973 - социальную драму «Оклахома, как она есть». В криминальной драме «Принцип "Домино"» (1977) исследовал механизмы политического терроризма. В 1979 Крамер поставил свой последний фильм - «И спотыкается бегущий...». Главная премия за совокупность творчества (Международного кинофестиваля в Москве, 1973).

Реклама

Соч.: А mad, mad, mad, mad world: а life in Hollywood. N.Y., 1997.

Лит.: Неделин В. С. Креймер. М., 1970; Spoto D. S. Kramer, film maker. Hollywood, 1990.

В. Ю. Дмитриев.