Кранко Джон

Кранко ДжонКРАНКО (Cranko) Джон (15.8.1927, Рюстенбург, ЮАР - 26.6.1973, умер в самолёте, возвращаясь из гастрольной поездки; похоронен в Штутгарте), английский артист балета, хореограф. Учился танцу с 1942 года в балетной школе Университета Кейптауна, в 1946 при труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» в Лондоне. Начал танцевать и осуществил первые постановки в Кейптауне в труппе университета и Балетном клубе («История солдата» И. Ф. Стравинского, 1942, и др.). С 1947 танцовщик, с 1950 балетмейстер «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 Королевский балет). Среди постановок: «Ананасная Полл» на музыку  А. Салливена и «Арлекин в апреле» Р. Арнелла (обе 1951), «Дама и шут» на музыку  Дж. Верди (1954), «Принц пагод» Б. Бриттена (1957, первый национальный многоактный балет в репертуаре труппы). В 1958 Кранко поставил балет «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в театре «Ла Скала» (Милан). Как хореограф сотрудничал также с «Нью-Йорк сити балле», Парижской оперой, труппой М. Рамбер и др. В 1961 году возглавил Штутгартский балет, превратив провинциальную труппу в одну из самых значительных в Европе. Одновременно в 1968-71 был главным балетмейстером Баварской государственной оперы (Мюнхен). Среди воспитанных Кранко всемирно известных танцовщиков Штутгартского балета - М. Хайде, Р. Крэган, Б. Кайль, Э. Мадсен. В труппе начинали И. Килиан, Дж. Ноймайер и др. Кранко реорганизовал школу Штутгартского балета, которая с 1974 носит его имя.

Реклама

Мировую славу принесли Кранко сюжетные балеты, поставленные им по мотивам литературных произведений А. С. Пушкина («Онегин» на музыку  П. И. Чайковского и К. Х. Штольце, 1965), У. Шекспира («Укрощение строптивой» Штольце на темы Д. Скарлатти, 1969) и др. Поставил также балеты: «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (1965), «Концерт для флейты и арфы» на музыку  В. А. Моцарта (1966), «Салат» Д. Мийо (1968), «Туманы» на музыку  К. Дебюсси и «Поэма экстаза» на музыку  А. Н. Скрябина (оба 1970), «Следы» на музыку  Г. Малера (1973) и др. Кранко не увлекался экспериментами в области хореографического языка, использовал преимущественно классический танец, но при этом варьировал и обогащал его лексику. Основу его балетов составляли дуэты, сочетавшие виртуозность и эмоциональность. От своих танцовщиков он требовал, наряду с танцевальной техникой, также драматической выразительности, актёрской игры. Спектакли Кранко исполняются многими, в том числе ведущими, труппами мира. Его балет «Укрощение строптивой» в 1996 был поставлен в Большом театре.

Лит.: J. Cranko und das Stuttgarter Ballett, 1961-1973. 4. Aufl. Pfullingen, 1978; Spatt L. Е., Koegler Н. Stuttgart Ballet. L., 1978; Percival J. Theatre in my blood: а biography of J. Cranko. L., 1983; Woodcock S. С. The Sadler’s Wells Royal Ballet. L., 1991; Деген А., Ступников И. Балет. 120 либретто. СПб., 2008.

Е. Я. Суриц.