Крашеной керамики культуры

КРАШЕНОЙ КЕРАМИКИ КУЛЬТУРЫ (расписной керамики культуры; английский painted ware ceramics), принятое в 1-й половине - середине 20 века определение ряда раннеземледельческих археологических культур неолита и энеолита, выделяемых, прежде всего по наличию расписной посуды. Для крашеной керамики культуры характерны: керамика высокого качества с полихромной (в основном чёрная, красная, белая краски) росписью (с геометрическими, зоо и антропоморфными мотивами), мотыжное земледелие, сочетавшееся с животноводством, рыболовством, охотой; глиняная антропозооморфная пластика; во многих случаях - глинобитные дома и др. Термин впервые использовал Э. Херцфельд при описании раннеземледельческих памятников Иранского нагорья (Бакун; смотри также в статьях Сиалк, Джафарабад, Джови, Бендебаль, Сузы). В круг крашеной керамики культуры разные исследователи включали ряд культур Месопотамии и Восточного Средиземноморья (Хассуна, Самарра, Халаф и др.); позднее - Юго-Восточной Европы (Триполье-Кукутень культура, Караново, Винча и др.), Кавказа, Центральной и Средней Азии (смотри в статьях Мундигак, Дашлы, Анау, Намазга), Китая (смотри в статье Яншао) и др.

Реклама

Известны и другие культуры, сходные с крашеной керамики культурой, но в отношении которых специалисты не употребляли этот термин. Для Южной Азии эволюция расписной керамики конца 5-го - 3-го тысячелетия до нашей эры наглядно представлена в стратиграфической колонке Мехргарха, отражающей взаимодействие различных стилей в оформлении керамики соседних долин Индостана и контакты с культурами на территории Афганистана, Средней Азии, Ирана. В Америке с крашеной керамики культурой наиболее сходны (например, по технологии изготовления сосудов, по хозяйству, основанному на мотыжном земледелии) культуры, существовавшие на юго-западе США и северо-западе Мексики с конца 1-го тысячелетия нашей эры по колониальный период, связываемые с пуэбло (Анасази и др.). Расписная керамика представлена также во многих культурах Центральной и Южной Америки (в основном с середины 1-го тысячелетия нашей эры; в Андах - ряд культур 1-го тысячелетия до нашей эры), но обычно не составляет в них основу керамических комплексов. Разнообразная расписная керамика известна и во многих культурах бронзового и раннего железного веков Старого Света.

В современных исследованиях делается акцент на различные истоки крашеной керамики культуры, их сходство рассматривается как конвергентное, по некоторым оценкам, - как стадиальное; сам термин практически вышел из употребления.

Лит.: Herzfeld Ε. Iran in the Ancient East. L.; Ν. Υ., 1941; Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956; Пассек Т. С. Раннеземледельческие (трипольские) племена Поднестровья. М., 1961; Массон В. М. Средняя Азия и Древний Восток. М., 1964; Археология зарубежной Азии. М., 1986; Encyclopedia of Indo-European culture. L., 1997; Lal В. В. The earliest civilization of South Asia. New Delhi, 1997; Liu L. The Chinese neolithic: trajectories to early states. Camb.; N. Y., 2004.

Т. Н. Мишина, Ю. Е. Берёзкин, Л. Б. Кирчо, А. Я. Щетенко.