Крэг Генри Эдвард Гордон

КРЭГ (Craig) Генри Эдвард Гордон (16.1.1872, Стивенедж - 29.7.1966, Ванс, Франция), английский режиссёр, художник, теоретик театра. Сын актрисы Э. А. Терри и архитектора Э. У. Годвина. На сцене с 5 лет. В 1889-97 годах играл в шекспировском репертуаре в лондонском театре «Лицеум» под руководством Г. Ирвинга, но в 25 лет оставил актёрское ремесло, занимался живописью, осваивал искусство гравюры на дереве. Первая режиссёрская работа - «Любовью не шутят» А. де Мюссе (1893, Аксбридж). В 1900 поставил оперу Г. Пёрселла «Дидона и Эней» в Пёрселловском обществе в Хемпстеде. Стремясь раскрыть суть трагедии, полностью отказался от воссоздания реального места действия, преображая атмосферу каждой сцены с помощью сложной световой партитуры. Раскрывал трагический конфликт не через внешний событийный ряд, а следуя законам музыкальной композиции. Работая в начале 1900-х годов в Лондоне, Крэг развивал эти принципы в музыкальных [«Маска любви» (из оперы «Пророчица» Пёрселла), пастораль «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя] и драматических («Воители в Хельгеланде» Г. Ибсена, «Много шума из ничего» У. Шекспира) постановках. В 1905 году в Германии Крэг опубликовал первую теоретическую работу – «Искусство театра», представлявшую собой манифест театрального символизма и нарождавшегося режиссёрского театра. В 1906 по предложению Э. Дузе Крэг оформил спектакль «Росмерсхольм» Ибсена во флорентийском «Театро делла Пергола». Вертикальные линии декораций были прорезаны тоннелем в глубине сцены, уносящим комнату-собор в чёрный космос, контрастирующий с белоснежным костюмом Ребекки. В спектакле царила атмосфера мощи, величественности, в которой как бы скрадываются предметы бытовой обстановки.

Реклама

Крэг (Craig) Генри Эдвард ГордонВ 1907 году Крэг поселился во Флоренции, где написал статьи «Артисты театра будущего» («The artists of the theatre of the future»), «Актёр и сверхмарионетка» («The actor and the Uber-Marionette»). С марта 1908 выпускал во Флоренции англоязычный театральный журнал «The Mask», в 1909 организовал студию «Арена Гольдони» (в 1913 преобразована в Школу театрального искусства; закрылась в 1915). Итогом периода исканий стал сборник статей «Об искусстве театра» («On the art of the theatre», 1911). В этом же году в театре «Аббатство» (Дублин) состоялась премьера спектаклей по пьесам «Песочные часы» У. Б. Йейтса и «Избавитель» А. Грегори, в которых Крэг впервые опробовал мобильное сценическое пространство, создаваемое движущимися высокими ширмами различной ширины. Наиболее полно он воплотил этот принцип в постановке «Гамлета» Шекспира (МХТ, 1911, совместно с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким). Крэг видел «Гамлета» как монодраму – трагедию человеческого духа, борющегося с грубой материей. Статичные мизансцены Крэг чередовал со стремительными; сценическое пространство непрестанно преображалось. В самом столкновении объёмов, в геометрии лестниц, колонн, переходов заключался внутренний трагизм, который Гамлет преодолевал своей гибелью.

Крэг трактовал театр, прежде всего, как искусство пространства и движения. Он придавал первостепенное значение изобразительной стороне спектакля. Виртуозная игра света, смена планов, динамика геометрических форм и ритмов, цветовые контрасты создавали абстрактное сценическое пространство – самодовлеющее обобщённое место действия, само по себе внушающее ощущение тревоги, трагической напряжённости. Решая проблему целостности театрального спектакля, художественного синтеза, Крэг, обратившись к опыту музыки, архитектуры и других видов искусств, к традиции театра античности и Востока, расширил тем самым возможности европейской сцены и заложил основополагающие принципы режиссёрского искусства. Практика и теоретические труды Крэга оказали значительное влияние на дальнейшее развитие сценической культуры и драматургии. В 1918 Крэг поселился в Рапалло (близ Генуи). С 1930-х годов жил во Франции. Автор книг: «Театр в движении» («The theatre advancing», 1919), «Сцена» («Scene», 1923), «Генри Ирвинг» («Henry Irving», 1930), «Элен Терри и её тайное "я"» («Ellen Terry and her secret self», 1931), «Указатель к истории моих дней» («Index to the story of my days», 1957).

Соч.: Puppets and poets. L., 1921; Designs for the theatre. L., 1927; Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988; On theatre. 2nded. L., 1999.

Лит.: Marotti F. Е.G. Craig. [Bologna, 1961]; Bablet D. Е.G. Craig. N. Y., 1966; Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. М., 1983; Образцова А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX-XX вв. М., 1984.

В. И. Максимов.