Крэг Генри Эдвард Гордон
КРЭГ (Craig) Генри Эдвард Гордон (16.1.1872, Стивенедж - 29.7.1966, Ванс, Франция), английский режиссёр, художник, теоретик театра. Сын актрисы Э. А. Терри и архитектора Э. У. Годвина. На сцене с 5 лет. В 1889-97 годах играл в шекспировском репертуаре в лондонском театре «Лицеум» под руководством Г. Ирвинга, но в 25 лет оставил актёрское ремесло, занимался живописью, осваивал искусство гравюры на дереве. Первая режиссёрская работа - «Любовью не шутят» А. де Мюссе (1893, Аксбридж). В 1900 поставил оперу Г. Пёрселла «Дидона и Эней» в Пёрселловском обществе в Хемпстеде. Стремясь раскрыть суть трагедии, полностью отказался от воссоздания реального места действия, преображая атмосферу каждой сцены с помощью сложной световой партитуры. Раскрывал трагический конфликт не через внешний событийный ряд, а следуя законам музыкальной композиции. Работая в начале 1900-х годов в Лондоне, Крэг развивал эти принципы в музыкальных [«Маска любви» (из оперы «Пророчица» Пёрселла), пастораль «Ацис и Галатея» Г. Ф. Генделя] и драматических («Воители в Хельгеланде» Г. Ибсена, «Много шума из ничего» У. Шекспира) постановках. В 1905 году в Германии Крэг опубликовал первую теоретическую работу – «Искусство театра», представлявшую собой манифест театрального символизма и нарождавшегося режиссёрского театра. В 1906 по предложению Э. Дузе Крэг оформил спектакль «Росмерсхольм» Ибсена во флорентийском «Театро делла Пергола». Вертикальные линии декораций были прорезаны тоннелем в глубине сцены, уносящим комнату-собор в чёрный космос, контрастирующий с белоснежным костюмом Ребекки. В спектакле царила атмосфера мощи, величественности, в которой как бы скрадываются предметы бытовой обстановки.
Реклама
В 1907 году Крэг поселился во Флоренции, где написал статьи «Артисты театра будущего» («The artists of the theatre of the future»), «Актёр и сверхмарионетка» («The actor and the Uber-Marionette»). С марта 1908 выпускал во Флоренции англоязычный театральный журнал «The Mask», в 1909 организовал студию «Арена Гольдони» (в 1913 преобразована в Школу театрального искусства; закрылась в 1915). Итогом периода исканий стал сборник статей «Об искусстве театра» («On the art of the theatre», 1911). В этом же году в театре «Аббатство» (Дублин) состоялась премьера спектаклей по пьесам «Песочные часы» У. Б. Йейтса и «Избавитель» А. Грегори, в которых Крэг впервые опробовал мобильное сценическое пространство, создаваемое движущимися высокими ширмами различной ширины. Наиболее полно он воплотил этот принцип в постановке «Гамлета» Шекспира (МХТ, 1911, совместно с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким). Крэг видел «Гамлета» как монодраму – трагедию человеческого духа, борющегося с грубой материей. Статичные мизансцены Крэг чередовал со стремительными; сценическое пространство непрестанно преображалось. В самом столкновении объёмов, в геометрии лестниц, колонн, переходов заключался внутренний трагизм, который Гамлет преодолевал своей гибелью.
Крэг трактовал театр, прежде всего, как искусство пространства и движения. Он придавал первостепенное значение изобразительной стороне спектакля. Виртуозная игра света, смена планов, динамика геометрических форм и ритмов, цветовые контрасты создавали абстрактное сценическое пространство – самодовлеющее обобщённое место действия, само по себе внушающее ощущение тревоги, трагической напряжённости. Решая проблему целостности театрального спектакля, художественного синтеза, Крэг, обратившись к опыту музыки, архитектуры и других видов искусств, к традиции театра античности и Востока, расширил тем самым возможности европейской сцены и заложил основополагающие принципы режиссёрского искусства. Практика и теоретические труды Крэга оказали значительное влияние на дальнейшее развитие сценической культуры и драматургии. В 1918 Крэг поселился в Рапалло (близ Генуи). С 1930-х годов жил во Франции. Автор книг: «Театр в движении» («The theatre advancing», 1919), «Сцена» («Scene», 1923), «Генри Ирвинг» («Henry Irving», 1930), «Элен Терри и её тайное "я"» («Ellen Terry and her secret self», 1931), «Указатель к истории моих дней» («Index to the story of my days», 1957).
Соч.: Puppets and poets. L., 1921; Designs for the theatre. L., 1927; Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988; On theatre. 2nded. L., 1999.
Лит.: Marotti F. Е.G. Craig. [Bologna, 1961]; Bablet D. Е.G. Craig. N. Y., 1966; Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. М., 1983; Образцова А. Г. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX-XX вв. М., 1984.
В. И. Максимов.