Крескас Хасдай бен Авраам

КРЕСКАС Хасдай бен Авраам (около 1340, Барселона - около 1412, Сарагоса), еврейский богослов и философ. Раввин в Сарагосе, сановник при арагонском дворе Хуана I (1387-95). Главный труд - философское сочинение «Свет Господень» («Ор Ашем» или «Ор Адонай», около 1410, опубликован в 1555). 1-я часть - «Свеча Бога» («Нер Элоим») - была задумана Крескасом как критика аристотелизма Маймонида. Отличая философию и веру от религиозного закона, в противовес Маймониду Крескас утверждал, что вера, не будучи подвластна свободному выбору, не может быть заповедана, а является необходимой основой, без которой понятие заповеди совершенно немыслимо. Крескас ввёл отличные от аристотелевских определения места (как «отдельные величины») и времени (как меры постоянства, а не меры движения). Это сделало возможной концепцию пустого пространства и времени, не зависящих от вращения сфер. Физика Крескаса основана на понятии актуальной бесконечности, которое определяет и его метафизику: Бог, непрерывно творящий Вселенную, понимается как неисчерпаемое единство всех положительных атрибутов (в противоположность отрицательным атрибутам у Маймонида). Заметно влияние каббалы на Крескаса, особенно на его учение о бесконечном и на его представление о Боге и об устремлённости человека к единству с Ним. Автор стихов и полемического трактата «Опровержение основоположений христианства» (1397-98). Влияние идей Крескаса испытали Дж. Пико делла Мирандола, Дж. Бруно и Б. Спиноза.

Лит.: Wolfson Н. А. Crescas’ critique of Aristotle. Camb., 1971; Harvey W. Z. Physics and metaphysics in Н. Crescas. Amst., 1998.

Л. Рохлина.