Крест

КРЕСТ, знак, образуемый пересечением двух отрезков, ставший одним из самых распространённых символов в культурах многих народов мира. Существуют формы креста, состоящие из большего числа элементов.

КрестНачертание креста встречается уже в верхнем палеолите. В знаке креста подчёркнута идея центра и 4 исходящих из него линий, структурирующих пространство. В традиционных и архаических культурах крест выступает в качестве знака опознания, идентификации (например, в криптографии), предупреждения, внимания, защиты (апотропеи - например, нанесение креста на одежду, жилище, скот; «закрещивание» рта; в знаках типа «запрещено», «стой» и т.д.), выбора (роль перекрёстка в сказках, героическом эпосе, заговорах и пр.), вычёркивания, упразднения и смерти. Равноконечный крест часто является солярным символом. Неравноконечный крест (с удлинённой вертикальной ветвью, а также древнеегипетский крест с петлёй у верхней ветви - анх) может уподобляться образу дерева (так называемое мировое древо) и антропоморфной фигуре с распростёртыми руками; он часто выступает в качестве модели человека.

Реклама

На Древнем Востоке и в Римской империи до середины 4 века существовало орудие казни в виде креста, к которому пригвождали или привязывали приговорённого к смерти человека (смотри Распятие).

В христианстве крест в качестве знака или предмета является главным символом искупительной жертвы Иисуса Христа; он восходит к орудию казни, на котором Спаситель окончил земную жизнь (смотри Крест Господень).

Крест

Изображения креста, известные в христианских общинах и до 4 века, получили распространение со времени императора Константина Великого, когда крест стал символом его победы над политическими соперниками. С этим значением крест в комбинации с лавровым венком и монограммой ХР встречается на рельефах раннехристианских саркофагов. Важность креста как реликвии и символа христианства возросла после обретения Креста Господня матерью Константина Великого Еленой Святой (смотри также в статье Воздвижение Креста Господня). Объектом поклонения и образцом для воспроизведения стал огромный памятный крест, установленный на Голгофе при Константине Великом, а затем - сменивший его в середине 5 века крест с драгоценными камнями; они легли в основу иконографической композиции, известной как Поклонение Кресту апостолов (позднее - ангелов).

КрестНа основе креста моделируется традиционная структура христианского храма, особенно в решении плана, образуемого пересечением продольного нефа с трансептом или халцидикой (смотри Крестово-купольная система). Кресты традиционно венчают купола церковных зданий, являются неотъемлемой частью убранства храмов и атрибутом богослужения: устанавливаются в алтаре, их изображения присутствуют на богослужебной утвари, в орнаментации фасадов и интерьеров храмов (включая иконостас), на облачениях духовенства и т.п. Почитание креста выражается также в крестном знамении.

В разное время в христианских странах знак крест широко использовался в государственной символике (гербы, инсигнии, печати, монеты и т.д.), юридической практике (клятва, приведение к присяге Крестом Господним, «крестное целование»), ремесле (маркировка изделий), торговле, военном деле (осмысление перекрестий мечей в качестве креста).

В христианской иконографии кресты по форме делятся на 2 большие группы: «греческие» (с равноконечными ветвями) и «латинские» (с удлинённой вертикальной ветвью) (названия заимствованы из геральдики и являются условными, не неся в себе каких-либо этнокультурных или конфессиональных признаков). Среди «латинских» особо выделяют кресты, восходящие к дохристианской религиозной символике: «crux ansata» - крест с петлёй или ушком, происходящий от древнеегипетского анха; «crux commissa» - так называемый крест святого Антония в форме буквы Т (также символ ожидаемого Мессии у древних евреев); «crux decussata» - так называемый крест святого Андрея, или бургундский крест, в форме буквы Х (встречается также на античных монетах и стелах); «crux gammata» - в форме свастики. Среди других разновидностей: мальтийский - с раздвоенными концами, лотарингский - с двумя перекладинами, папский - с тремя перекладинами. «Греческие» формы креста также могут включать до трёх перекладин, из которых нижняя всегда ставится косо. Знак креста часто используется в сочетании с другими христианскими символами: крест и якорь, крест и сердце, крест и голубь (символ осенённости Святым Духом) и др.

В практике церковной жизни кресты делятся по функциям (стационарные, служебно-литургические, личные).

Стационарные. Обычай ставить монументальные кресты (или плиты со знаком креста) из камня или дерева возник не позднее 7 века. Несколько сотен крестов простых типов, обработанных со всех сторон, изредка с кругом в центральной части, сохранились в Англии (7-11 века). Их орнамент копирует традиционные мотивы миниатюры, чеканки, литья этой эпохи. В Ирландии известно более 70 каменных стоящих крестов и сотни их фрагментов (8-12 века), декорированных резьбой (высота 2-3 м, отдельные - до 7 м); почти все - типа «крест в круге». Они играли дидактическую (возможно, и литургическую) роль; имели защитную и маркирующую функции (обозначали границы монастырских владений); прославляли воздвигшего их (могли нести посвящение от его имени, изображения патрональных святых и т.п.). О более сложной мемориально-литургической и репрезентативной функции монументальных крестов можно судить по серии сооружений Франции и Англии 12-13 века. Так, кресты вдоль пути похоронной процессии Людовика IX Святого от Парижа до Сен-Дени (2-я половина 13 века; уничтожены в 16-18 веках, сохранился один) символизировали сакральность королевской власти, а также обозначали и охраняли путь паломников.

В Византии стационарные кресты были менее распространены: встречаются главным образом на периферии империи. В 9-18 века в Армении и других районах компактного проживания армян возводились хачкары, имевшие вотивные, маркирующие и защитные функции.

КрестНа Руси обычай установки стационарных крестов известен с домонгольского периода. Их подразделяют на памятные, поклонные и намогильные, иногда особо выделяют закладные (вложенные в стены храмов), обетные и иконные. На крестах помещали резные композиции, образующие сложные иконографические программы, с текстами церковного содержания, подписями мастеров или заказчиков.

Среди служебно-литургических крестов различают алтарные (запрестольные, напрестольные и др.), процессионные (выносные) и знаки сана священнослужителей. Использование процессионных крестов вошло в чин литургии лишь в конце 4 века при архиепископе Константинопольском Иоанне Златоусте, окончательно - при императоре Юстиниане I (6 век). Предположительно с 5 века верующие стали обращать молитвы к крестам, изображённым на стене храма или встроенным в неё. В 6-7 века материалом для алтарных и процессионных крестов было в основном серебро с чернью или позолотой, с 10 века его вытеснила бронза или простой металл. Большинство крестов имели расширенные концы. Трёхмерные изображения Христа на переносных крестах до 10 века неизвестны, позднее такие изображения могли включать фигуры Богородицы и Иоанна Крестителя, образующие род Деисуса; композиции, включающие Христа Пантократора, Богородицу, ангелов и святых, могли наноситься и с обратной стороны. Изредка кресты украшали драгоценными камнями.

С 7 века крупный крест стали помещать позади или вблизи престола, с 11-13 века - ставить (класть) на престол. На Западе после разрешения спора о пресуществлении принятием догмата IV Латеранского собора (1215) креста (особенно в форме распятия) на престоле стал обозначать реальное присутствие Христа в Евхаристии.

Сохранившиеся западные алтарные и процессионные кресты - в основном золочёные, из медных сплавов. Известны отдельные примеры крестов и распятий из слоновой кости. Процессионные кресты украшали также геммами и жемчугом; в перекрестьях часто помещали мощи святых. В бедных приходах кресты могли быть деревянными. Основная форма алтарных и процессионных крестов - «латинская», обычно с прямыми (иногда трапециевидными или закруглёнными) концами.

КрестМного шедевров ювелирного искусства, украшенных эмалью, камнями, существует среди русских литургических крестов: крест святой Евфросинии Полоцкой, 12 век; воздвизальные кресты из московского Вознесенского монастыря, 12-13 века; крест из Смоленска, 1494-95; напрестольный крест из Чудова монастыря, 1598; «Корсунские» запрестольный и воздвизальный кресты, 17 век; мощевики и энколпионы (кресты, составленные из двух закрывающихся половинок) новгородской и московской работы, 15-17 века; и многие др.

Среди личных крестов, являющихся объектами личного благочестия, преобладают нагрудные кресты, то есть носимые на шнурке или на цепи на шее: нательные кресты («тельники», «воротные», носятся под одеждой), наперсные (от церковнославянского «перси» - грудь) кресты духовенства (носятся поверх одежды). Они могут быть цельными или составными. Обычай носить крест впервые зафиксирован по письменным и археологическим источникам между 380 и 430. Личные кресты могли содержать реликвии и украшаться христианскими символами. Исторически традиция ношения нательного креста на христианском Востоке была более распространена, чем на Западе, а на Руси - шире, чем в Византии. В Европе ношение креста становится массовым с эпохи Контрреформации. На Руси ношение креста получает всё большее распространение к позднему Средневековью. Впервые об обязательности ношения креста и его надевании при крещении свидетельствуют исторические и богослужебные тексты 1620-х годов. Крест остаётся главной или одной из главных личных святынь на протяжении всей жизни, почти никогда не снимается; как правило, его оставляют на теле умершего при погребении.

Большинство сохранившихся древнерусских нагрудных крестов металлические (из сплавов меди, олова, серебра, изредка из золота), но известны и деревянные, костяные, каменные. Концы ветвей обычно округлые, реже прямые, а позднее - с трилистниками. Личные кресты с камнями и геммами редки. Чаще встречаются кресты с гравированными или рельефными образами, реже - с эмалью и чернью. Основную массу составляют простейшие литые кресты, в том числе с изображениями Распятия, Богородицы и апостола Иоанна; на обороте - Богородицы с апостолами, четырёх евангелистов. В домонгольское время кресты-«тельники», как правило, были равноконечными, без изображений, позднее - с несколько удлинённой нижней ветвью, а затем - и восьмиконечные, с дополнительной верхней перекладиной (в воспоминание прибитой при Распятии таблички с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский») и нижней косой перекладиной (подставкой для ног). В конце 18 - 19 века формы крестов, как правило, упрощались.

В раннехристианский период кресты не входили в литургическое облачение священнослужителей как обязательный предмет, но, благодаря реликвиям, они были популярны у епископов. Как часть епископских литургических инсигний на Западе крест впервые упомянут в житии (около 1170) епископа Арнольда Майнцкого; одно из первых воспроизведений - на мозаичном надгробии аббата Гильберта (умер в 1152) из церкви монастыря Мария-Лах (ныне в Рейнском музее, Бонн). Позднее крест постоянно упоминается среди инсигний епископов, но обязательным знаком епископского достоинства он стал только после эдикта папы Римского Пия V (1570), подтверждённого папой Климентом VIII (1600). Крест мог служить инсигнией и других прелатов - кардиналов, аббатов.

В Русской православной церкви ношение креста священнослужителями не было предписано законодательно, однако такая традиция существовала. В 18-19 века крест мог вручаться духовенству как личная награда. Окончательно ношение креста священником с момента рукоположения вошло в практику РПЦ в 1896 году по указу императора Николая II.

Особую группу личных крестов составляют кресты паломников и крестоносцев. Они носились на одежде, вкладывались как вотивы в храмы святых мест и в другие храмы, вырезались на храмовых стенах (кресты-граффити в храме Воскресения в Иерусалиме, во многих храмах Древней Руси; врезанные кресты в колоннах храма Святой Софии в Константинополе) или приносились из паломничеств в качестве евлогий («благословений»), паломнических знаков и реликвий.

На Руси крупные кресты (молельные, киотные) наравне с иконами помещались в парадной комнате в «красном» углу и над входом в дом («надвратные» кресты). Такие кресты из сплавов меди специально стали отливать в среде старообрядцев в конце 17 века, но позднее они стали обычны в религиозном обиходе всех православных. Их форма гораздо сложнее нательных и наперсных крестов, а иконография подробнее и содержит элементы нарратива (антропоморфные солнце и луна, стены и башни Иерусалима в сюжете Распятия), «изобразительной теологии» (символика Святой Троицы), а также длинные молитвенные тексты.

В народном быту и фольклоре христианская символика креста нередко переплетается с дохристианскими представлениями и суевериями.

Лит.: Мüller W. Kreis und Kreuz. В., 1938; idem. Die heilige Stadt. Roma quadrata, himmlisches Jerusalem und die Mythe vom Weltnabel. Stuttg., 1961; Wessel К. Die Kreuzigung. Recklinghaunsen, 1966; Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Hildesheim; N. Y., 1973; Топоров В. Н. Крест // Мифы народов мира. 2-е изд. М., 1988.Т. 2; Guenon R. Le symbolisme de la croix. Р., 1996, Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997; Украïнська хреcтoлoгiя. Львiв, 1997; Белова О. В. Крест // Славянская мифология: Этнолингвистический словарь. М., 1999. Т. 2; 2000 крстови од Maкeдoниja. Cкoпje, 2000; Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М., 2000; Щедрина К. А. Царей держава. Значение реликвий и символов Святого Креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти. М., 2000; Нечитайло В. В. Каталог христианських нагрудних виpoбiв мистецтва пepioдy Киïськоï Руci (Х - перша половина ХIII ст.). Киïв, 2001; Ставрографический сборник. М., 2001-2007. Кн. 1-4; Корзухина Г. Ф., Пескова А. А. Древнерусские энколпионы: Нагрудные кресты-реликварии X-XIII вв. СПб., 2003; Генон Р. Символика креста. М., 2004; «Фрайбургский» крест и его мир. Западноевропейское прикладное искусство средних веков из собрания Государственного Эрмитажа: Кат. выставки. СПб., 2004; Гнутова С. В. Крест в России. М., 2006; Успенский Б. А. Крест и круг: из истории христианской символики. М., 2006; Островский А. Б. Русский православный крест в собрании Российского этнографического музея. СПб., 2007.

Л. А. Беляев.


Белай олег викторович бизнесмен олег белай.