Крестово-купольная система

Крестово-купольная системаКРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ СИСТЕМА, конструктивная система в сакральной архитектуре  восточного христианства. Возникла в Византии. Вопрос о времени появления крестово-купольной системы остаётся спорным. По мнению А. И. Комеча, крестово-купольная система существовала уже в 5 веке (церковь Осиос-Давид в г. Фессалоники, перестроена), сформировавшись на основе крестообразных в плане культовых центрических построек (баптистериев, мартириев). Согласно другой точке зрения, она складывалась на протяжении 7-9 века в ходе эволюции купольной базилики, некоторое время сосуществуя с этим архитектурным типом, впоследствии вышедшим из употребления. Первый известный крестово-купольный храм этой линии развития - церковь Успения в Никее (конец 7 века, не сохранилась). К храмам зрелой крестово-купольной системы относятся церковь Святой Софии в г. Фессалоники (8 век), северная церковь монастыря Константина Липса (907-908) и Мирелейон (Будрумджами; около 920) в Стамбуле, и др. Крестово-купольные храмы были также распространены в архитектуре Древней Руси (Софийский собор в Киеве, 1030-1040-е годы), Балкан, Кавказа и других регионов византийского влияния.

Реклама

Крестово-купольная системаКвадратный (иногда - слегка вытянутый по оси запад-восток) план крестово-купольного храма разделён на 9 ячеек 4 опорами (прямоугольными или квадратными столбами, колоннами, иногда - выступами стен), образующими углы центрального подкупольного квадрата. Эти опоры связаны подпружными арками, пространство между которыми заполняют паруса, и несут высокий барабан, завершающийся куполом - композиционным и символическим центром здания. Расходящиеся от него 4 рукава «креста» конструкции перекрыты цилиндрическими сводами. Расположенные между ними угловые компартименты перекрыты сводами или меньшими куполами.

Параллельно с возникновением крестово-купольной системы разрабатывалась каноническая система декорации внутреннего пространства храма: поверхности стен и сводов использовались для размещения монументальной живописи с чётко выработанной связью между сюжетами и их расположением в интерьере. Создающийся таким образом архитектурно-художественный комплекс отличается симметрией, простотой и ясностью членений, выступая символом христианского космоса.

Лит.: Брунов Н. И. Византийская архитектура // Всеобщая история архитектуры. М.; Л., 1966. Т. 3; он же. Очерки по истории архитектуры. М., 2003. Т. 2; Комеч А. И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973; он же. Древнерусское зодчество конца Х - начала XII в. М., 1987; Mango С. Byzantine architecture. L., 1986; Krautheimer R., Čurčić S. Early Christian and Byzantine architecture. Harmondsworth, 2001.

М. В. Гринберг.