Крейча Отомар

КРЕЙЧА (Krejčа) Отомар (родился 23.11.1921, посёлок Скришов, Чехословакия), чешский актёр, режиссёр, заслуженный артист Чехословацкой Социалистической Республики (1958). В конце 1930-х годов начинал как актёр в Моравском национальном театре драмы и оперетты Р. Надчеры. В 1940 году на базе труппы Надчеры был создан Горацкий театр, в котором Крейча дебютировал в роли Креонта («Антигона» Софокла). В 1942-51 работал в театрах г. Кладно, «Д-34» под руководством Э. Ф. Буриана в Праге, в театре Чехословацкой армии, в Муниципальном театре Праги под руководством Й. Фрейки. Среди ролей: Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Прометей («Прометей прикованный» Эсхила), Самозванец («Борис Годунов» А. С. Пушкина), Макбет («Макбет» У. Шекспира). С 1949 года выступает как режиссёр. В Национальном театре в Праге (в 1956-61 главный режиссёр) поставил спектакли: «Идеальный муж» О. Уайльда (1954), «Чайка» А. П. Чехова (1960), а также пьесы новых чешских авторов - М. Кундеры и др. Основа театра для Крейча - актёр, который должен максимально точно воплотить сценический образ, психологически слиться с ним в единое целое. Чеховские спектакли Крейча, признанные лучшими в его творчестве, близки в своих постановочных принципах театральному методу К. С. Станиславского. В 1965 году Крейч  совместно со сценографом Й. Свободой и драматургом К. Краусом организовал в Праге «Театр За браноу». Среди постановок: «Кошка на рельсах» И. Топола (1965), «Три сестры» (1966), «Иванов» (1970), «Чайка» (1972) Чехова, «Верёвка с одним концом» И. Н. Нестроя (1967), «Зелёный попугай» А. Шницлера (1968), «В ожидании Годо» С. Беккета (1970, в рамках Зальцбургского фестиваля). Активно участвовал в «Пражской весне», что привело к закрытию его театра властями в 1972 году. В 1976 поставил «Фауста» И. В. Гёте в венском «Бургтеатер». В 1976-78 директор театра в Дюссельдорфе. Работал во Франции, Германии, Швейцарии, Италии. В 1990 открыл в Праге «Театр За браноу II» (существовал до 1994). Среди постановок: «Вишнёвый сад» Чехова (1990), «Горные великаны» Л. Пиранделло (1994). В 1997-1998 режиссёр Национального театра в Праге («Фауст» Гёте, 1997).

Реклама

Лит.: Солнцева Л. Чехословацкий театр сегодня. М., 1962; Čеrný J. О. Krejčа. Prague, 1968; Les Voies de la creation theatrale. Р., 1972.Vol. 10: Krejčа-Brook; О. Krejčа et le Théâtre Za Branou de Prague. Lausanne, 1972; Коваленко Г. «Три сестры» А. П. Чехова. Театр За Браноу. Прага. 1966 // Спектакли XX в. М., 2004.

П. М. Степанова.