Крейцер

КРЕЙЦЕР (Kreutzer), французские музыканты, братья.

Родольф (16.11.1766, Версаль - 6.1.1831, Женева), скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Сын немецкого скрипача. Ученик А. Стамица. Концертировал с 13-летнего возраста. С 1783 года солист Королевской капеллы, затем - оркестров в парижских театрах. С 1791 гастролировал в Италии, Германии, Голландии, Австрии. С 1801 года солист оркестра (преемник П. Роде), с 1817 капельмейстер Парижской оперы (в 1824-26 музыкальный  директор). С 1802 камер-виртуоз двора Наполеона Бонапарта, с 1815 - Людовика XVIII. С 1795 профессор Парижской консерватории (среди учеников - Ш. Ф. Лафон). В 1826 году оставил службу. Наряду с Роде и П. Байо, Крейцер - основатель классической скрипичной школы Парижской консерватории. Его игру, близкую по духу и стилю Дж. Б. Виотти, высоко ценил Л. ван Бетховен, посвятивший ему свою сонату для скрипки и фортепиано ор. 47 («Крейцерова соната»). Написанная Крейцером совместно с Роде и Байо «Скрипичная метода» («Мéthode de violon», 1802, русский перевод 1812) и его сборник этюдов («Quarante études ou caprices», 1796; широко распространён поныне) положили начало новому направлению в скрипичной педагогике. Автор концертов для скрипки, струнных квартетов, трио, дуэтов, сонат, вариаций и других сочинений для скрипки. Популярный оперный композитор, автор более 40 опер, среди них: «Жанна д’Арк в Орлеане» (1790), «Поль и Виргиния», «Лодоиска» (обе 1791, все поставлены в Париже).

Август (Жан Никола Огюст) (3.9.1778, Версаль - 31.8.1832, Париж), скрипач. Учился у брата. С 1798 скрипач оркестра «Опера-Комик», в 1801-20 - Парижской оперы, а также придворного оркестра в Париже. С 1826 профессор Парижской консерватории. Автор концертов, дуэтов, сонат и других сочинений для скрипки.

Лит.: Cutter В. How to study Kreutzer. L., 1907; Hardy J. R. Kreutzer. Р., 1910; Paaбен Л. Н. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Л., 1969; Dean W. French opera // The age of Beethoven, 1790-1830. L.; N.Y., 1982 (New Oxford history of music. Vol. 8); Schwarz В. French instrumental music between the revolutions (1789-1830). N. Y., 1987.