Крейцкопфный двигатель

КРЕЙЦКОПФНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (от немецкого Kreuzkopf), двигатель внутреннего сгорания, как правило, дизель, в котором шатун и поршень соединены между собой крейцкопфом (ползуном), жёстко связанным со штоком поршня и шарнирно с шатуном. При работе двигателя крейцкопф передаёт продольное усилие (по ходу поршня) на шатун, а также освобождает поршень от перпендикулярных нагрузок, что уменьшает износ поверхности стенок цилиндров и поршней. Крейцкопфные двигатели бывают 2- и 4-тактные; могут иметь до 12 цилиндров диаметром не менее 600 мм; номинальная мощность крейцкопфных двигателей около 2,2 МВт, частота вращения 100-250 об/мин. Крейцкопфные двигатели могут быть двойного действия, когда рабочие полости устраиваются с обеих сторон поршня. Вследствие значительной массы и некоторых конструктивных особенностей крейцкопфные двигатели используются только на больших морских судах.